Школа-мастерская для юных художников и педагогов

Начинаем дневник проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников". Проект реализуется при поддержке Фонда президенстских грантов. Все материалы по проекту представлены по данной ссылке : https://vk.com/skola_risunka_skulptur_keramiki. В процессе длительного методического взаимодействия мастерской-музея с Детскими школами искусств (далее – ДШИ) стало очевидным выпадение такого предмета как «скульптура» из классического межпредметного единства дисциплин начального художественного обучения, что привело к нарушению целостности восприятия учащимися пространства и объёмов. Однако, формирование всех профессиональных компетенций художественных специальностей основывается именно на развитом объёмно-пространственном и образном мышлении, которое должно всесторонне развиваться в процессе обучения в ДШИ. Выпускники ДШИ, продолжившие художественное образование в СУЗах и ВУЗах, смогут стать частью сообщества молодых инициативных художников, творчество и интеллектуальный потенциал которых будет направлен на необходимые преобразования облика малых городов и поселков, создание уникальных скульптурных форм, художественных мастерских, возрождение промыслов, развитие туристической инфраструктуры. Данный проект направлен на формирование системных подходов в обучении рисунку и скульптуре одарённых учащихся старшего возраста ДШИ, расположенных в малых городах и посёлках 5-ти субъектов Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов, а также на оказание методической поддержки преподавателям этих ДШИ. Проект предполагает создание особой творческой среды обучения молодёжи в формате школы-мастерской посредством реализации уникальной музейно-образовательной программы и создания образцовой скульптурной мастерской для практического и теоретического изучения аналитического рисунка и различных видов скульптуры, включая художественную керамику. Процесс обучения участников проекта будет проходить в рамках непосредственного творческого взаимодействия и индивидуального руководства педагогов-наставников: кандидата искусствоведения С.В.Акифьевой, Заслуженных художников РФ: А.А. Варенцова, Б.М. Сергеева, О.Н. Панкратовой. Важной составляющей проекта станет организация четырёх совместных выставок, представляющих произведения порядка 10 художников Великого Новгорода и Санкт-Петербурга и лучшие работы участников проекта. Реализация проекта позволит объединить в единую методику системного подхода к художественному обучению учащихся старшего возраста ДШИ и распространить методический опыт, накопленный педагогами-наставниками. Обучение одаренной молодёжи в школе-мастерской, позволит юным художникам приобрести навыки профессиональной деятельности, ощутить важность саморазвития объемно-пространственного мышления, способствующего формированию качеств универсальных художников, способных творчески решать задачи по созданию духовно наполненной и комфортной среды для жизни. Совместные выставки скульптуры и графики станут ярким просветительским событием в городе, примером создания особой образовательной системы, в основе которой заложен принцип единства образовательных задач и сотворчества разных поколений в целях передачи профессионального опыта и формирования творческого импульса у молодежи.

В июле мы приступили к реализации первого этапа проекта "Школа-мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников". Дружная команда наставников и помощников проекта разработала насыщенную образовательную программу для пяти образовательных сессиий и концепции четырех выставок, посвящённых скульптуре, графике и керамике. Первая выставка проекта уже подготовлена и открыта. Она называется "История в лицах" и представляет творчество 10 художников разных поколений из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Главной темой выставки является скульптурный и графический портрет человека, а также преемственность поколений в искусстве и личности художников, работающих с различными художественными материалами.
Экспозиция начила свою работу 1 августа, а в сенятбре и октябре, в рамках проекта, была реализована большая просветительская программа для посетителей Мастесркой-музея, в рамках которой прошли творческие встречи с художниками, мастер-классы по скульптуре и графике.

В августе командой проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников" подготовлен ещё один важный элемент для его успешной реализации - образцовая мастерская для проведения практических занятий по скульптуре и художественной керамики на базе мастерской-музея.
В этой мастерской участники проекта на протяжении пяти учебных сессий проведут более 80-ти учебных часов выполнят не менее 300 скульптурных и керамических работ из разных сортов глины. Ребята и их педагоги познакомятся на практике с различными видами скульптуры и различными способами исполнения, обработки и декорирования керамики.
Скульптурная мастерская станет для посетителей мастерской-музее местом популяризации скульптуры как специфического вида искусства, обладающего особой выразительностью, являющегося незаменимым в системе художественного обучения молодёжи.
Во время работы 4-х художественных выставок с сентября 2019 по июнь 2020 год скульптурная мастерская станет местом для проведения не менее 20 безвозмездных мастер-классов для учащихся ДШИ Новгородской области и общеобразовательных школ города.
На этих занятиях посетители выставок смогут познакомиться с оборудованием, технологическим процессом, узнать о способах организации и проведения уроков по лепке, скульптуре и керамике для детей и взрослых, познакомятся с различными видами работы из глины, а также смогут узнать о важном значении скульптуры для развития моторики и пространственного мышления человека.

Это третий межрегиональный образовательный проект, разработанный художниками-педагогами Светланой Акифьевой и Александром Варенцовым для учащихся старшего возраста и преподавателей детских школ искусств и художественных школ, который реализуется на базе Частного учреждения «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова».

С 14 сентября по 20 сентября ВПЕРВЫЕ, в рамках проекта, организуется СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕСССИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. На протяжении 6 дней 27 преподавателей, участников проекта, из Нижегородской, Тверской, Псковской, Ленинградской и Новгородской областей были на практике и осваивали программу проекта, основанную на синтезе обучения рисунку, скульптуре, теории и истории искусств. Это обучение проходило в формате межрегиональной школы-мастерской посредством непосредственного творческого взаимодействия между участниками проекта и наставниками проекта. 

Задача ПЕРВОЙ из ПЯТИ образовательных сессий проекта - ввести преподавателей, участников проекта, в процесс формирования особой творческой среды обучения молодёжи. На время первой сессии молодые и многоопытные педагоги детских школ искусств стали учениками своих наставников: кандидата искусствоведения и музейного педагога - Светланы Викторовны Акифьевой, Заслуженного художника РФ, скульптора - Ольги Николаевны Панкратовой (Санкт-Петербург), Заслуженного художника РФ , скульптора - Бориса Михайловича Сергеева (Санкт-Петербург), Заслуженного художника РФ - Александра Алексеевича Варенцова (Великий Новгород).

По традиции этот первый рабочий день первой сессии начинается знакомством участников проекта со своими наставниками. Рассказ о проекте и 25 кратких биографий, как заглавие о протяжённом творческой и педагогическом служении и эпиграф к началу профессиональной жизни - молодых преподавателей, входящих в процесс обучения изобразительному искусству...
Через некоторое время в пространстве мастерской-музея уже бурлили две творческие мастерские - скульптурная и керамическая. В одной - создавали лепную керамику под руководством Заслуженного художника РФ, скульптора - Ольги Николаевны Панкратовой (Санкт-Петербург), Заслуженного художника РФ , в другой - лепили с натуры фигуру девушки, под руководством скульптора - Бориса Михайловича Сергеева (Санкт-Петербург. Вовремя работы обсуждали: особенности скульптуры и керамики, пластические и технологические возможности материалов, подходы к процессу обучения, характер постановок и заданий, а также способы организации занятий в ДШИ и ДХШ.
Радостные и вдохновленные работой все завершали рабочий день обсуждением планов на предстоящую совместную работу...

День второй! Первый полный рабочий день длился с десяти утра до семи вечера. Утром после короткой организационной встречи, посвящённой образовательной части проекта состоялась вводное занятие по рисунку, которое провёл наставник проекта - Заслуженный художник РФ Александр Алексеевич Варенцов (Великий Новгород). Тема занятия – «Перспективные построение на плоскости и композиция в рисунке. Три часа преподаватели работали над рисунком геометрических тел с натуры, обсуждая целый ряда важных методических вопросов: специфику организации рабочего места рисующего, формы постановок, ввод основных понятий о перспективе и эффективный ход работы и последовательность решения учебных задач. Нужно донести до наших учеников главное: «Рисунок – это размышление о пространстве» - утверждает наставник. Вторая половина дня была посвящена скульптуре и керамике, группы поменялись местами. В группе «керамистов» под руководством Заслуженного художника РФ, скульптора - Ольги Николаевны Панкратовой (Санкт-Петербург), лепили авторские игрушки и вазы, делали импровизации по образцам, «скульпторы», под руководством скульптора - Бориса Михайловича Сергеева (Санкт-Петербург), работали с натуры, лепили фигуру, изучая методические подходы к подаче темы в обучении старшеклассников. Вечером в галерее готовились к искусствоведческому практикуму по скульптуре. На первой выставке проекта «История в лицах» преподаватели работали с коллекцией графики и скульптуры, изучая особенности авторской пластики и различных материалов.

День третий! Первая половина рабочего дня была посвящена скульптурной композиции. Утром обсуждали планы на предстоящие сессии, а также слушали методические рекомендации по организации скульптурных занятий для старших и младших учеников ДШИ и ДХШ. Наставники проекта Заслуженные художники РФ, скульпторы - Ольга Николаевна Панкратова и Борис Михайлович Сергеев (Санкт-Петербург) делились своим богатым и разнообразным опытом, предлагая различные варианты заданий по лепке с натуры, лепке скульптурных образцов и подробно разъясняли задачи различных тем в формировании объемно-пространственного мышления учащихся. От теории перешли к практике. Преподаватели - художники снова разделились на группы, но выполняли единое задание - сочиняли сюжет на тему взаимодействия человека и животного. Сказочные сюжеты и жанровые композиции с животными сочинялись участниками проекта не просто. Однако за три рабочих часа художники смогли придумать много интересных композиций, в них нашли отражение типичные для малой скульптурной формы сюжеты, такие как: материнство, дружба, разговор, отдых, возвращение с охоты, дружба. Кто-то напротив обратился к сказочным или мифологическим сюжетам.
В середине дня состоялся искусствоведческий практикум, посвящённый скульптуре на 1-й выставке проекта "История в лицах".
Вторая часть дня была посвящена аналитическому рисунку гипсовой головы, разговор и обсуждения конструкции головы и построения на плоскости не прекращались даже в чайную паузу. А.А.Варенцов рассказывал о специфике анализа формы черепа и пропорциях, соотнося анатомические и пластические особенности головы человека.

День четвёртый! В начале дня участники сессии поделились с наставниками своими ощущениями от первых дней проекта, в большинстве высказываний звучала радость от процесса творческой работы и встречи с коллегами из разных школ. После беседы снова перешли к мольбертам, для продолжения начатой накануне работы с натуры над гипсовой головой. Постигали методику обучения рисунка через практику, погружались в проблемы пространственных построений на плоскости листа, острее ощущая те проблемы, с которыми сталкиваются ученики в процессе выполнения заданий в ДШИ и ДХШ. После обеда краткий экскурс об истории мастерской-музея и разговор о скульптуре 20 века, о творчестве Джакомо Манцу. И снова - к практике. Все вместе работали в скульптурной мастерской, изучая возможности декоративного рельефа, а также разрабатывали различные виды заданий, которые можно применять при работе с глиняным пластом, делились опытом, давали друг другу советы. Анастасия Аверина, наш молодой мастер и технолог, делилась своим опытом работы с керамикой, с пластом и за гончарным кругом. Под её руководством участники проекта работали с различными сортами глины, знакомились с их пластическими возможностями, а также с процессом работы за гончарным кругом - для многих преподавателей это первый опыт. Завершение ещё одного творческого дня – на лицах усталость и радость, за порогом мастерской продолжаются оживлённые разговоры об искусстве, обсуждения пережитого за день …

Пятый день самый насыщенный и длинный учебный день нашей сессии. Утром трёхчасовое музейное занятие для нас провёл новгородский историк, музеевед - Сергей Валентинович Моисеев. В его живом, остроумном и ярком повествовании возник образ Новгорода, характерные черты которого складываются из легенд и сказок, летописных и семейных историй, фактов конкретных биографий и повседневных наблюдений современников. Вторая часть дня была посвящена рисунку. Перед сеансом портрета - небольшая лекция о выразительных средствах графических материалов. Затем трехчасовой сеанс портрета с натуры с целью освоения выразительных возможностей работы древесным углем по белой бумаге на практике. В результате сеанса возникла целая галерея разнообразных графических портретов, которые станут частью экспозиции первой выставки проекта - «История в лицах». День заканчивался разговором о различных формах методах организации музейных занятий, а также навигацией к построению участниками проекта самостоятельного маршрута по музейным объектам и памятникам Великого Новгорода.

Приближается к завершению первая сессия для преподавателей, участников проекта. В начале дня состоялось семинарское занятие, на котором участники проекта и наставники обсуждали многочисленные: «Вопросы методики преподавания рисунка, скульптуры и керамики в ДШИ и ДХШ».
Беседа опытных и начинающих преподавателей художественных дисциплин была эмоционально оживлённой, в процессе беседы рождались разнообразные вопросы по организации обучения и по решению различных проблем, связанных с содержанием занятий, специальной литературой, материалами, системой оценок и критериями оценивания.
Семинар закончился раньше чем поток вопросов был исчерпан. Их нашим участникам предстоит решать и на протяжении проекта и за его пределами. Следующая часть рабочего дня была посвящена оборудованию, материалам и специфике организации занятий по скульптуре и керамике. На практике преподаватели изучали особенности работы за гончарным кругом.
После обеда всем предстояло претворить в жизнь самостоятельно выбранный музейный маршрут к памятникам и достопримечательностям Великого Новгорода.

Заключительный день этой сессии был посвящен еще одному музейному занятию, которое А.А.Березовская провела для нас в "Музее художественной культуры Новгородской земли". Тема занятия "Культурное наследие новгородских монастырей".
Затем в течение двух часов участники сессии и наставники обсуждали итоги, проделанной работы и намечали планы на предстоящий год.
В завершении первой сессии, можно подвести некоторые итоги. Необходимость такой сессии подтвердили все, участвовавшие в ней преподаватели. Они отмечали в своих итоговых анкетах эффективность практической работы по рисунку и скульптуре. В процессе собственной практической работы, острее ощущаются те трудности в рисовании, с которыми сталкиваются учащиеся на занятиях в ДШИ и ДХШ. Безусловно далеко не всё вопросы и проблемы возможно решить за шесть учебных дней, но в процессе практических занятий и обсуждений, а также многочисленных индивидуальных консультаций, удалось выявить самые сложные вопросы в преподавании рисунка и обозначить те ключевые моменты в понятийных установках, которые помогут учащимся войти в систему аналитического рисования с натуры, освоить конструктивные построения на плоскости.
Важно, что у преподавателей, участвующих в проекте, благодаря этой сессии впервые появилась возможность осуществить предварительную методическую работу по программе проекта, встретиться с наставниками и обсудить с ними те задачи, которые предстоит решать их ученикам, старшеклассникам из ДШИ и ДХШ, в последующих 4-х сессиях.


Сессия вторая, день первый - 25 октября! С раннего утра в Великий Новгород съезжаются коллективы детских школ искусств из Новгородской, Ленинградской, Псковской и Нижегородской областей.
Уже во второй половине дня начались наши занятия. Как всегда этот рабочий день посвящён знакомству участников с наставниками проекта и с его образовательной программой. После традиционного вступительного слова руководителя проекта, звучат рассказы о школах и имена участников, каждый говорит о том, что он ждёт от проекта. В этот раз каждый из ребят сказал и о желании получить новые знания и о своём желании найти новых друзей. Надеемся это произойдет, так как половину занятий программы ребята будут работать в мини группах в пространстве большой мастерской Александра Алексеевича Варенцова. Его мастерская на два дня превратилась в настоящую скульптурную студию, где одновременно работают 27 юных художников и их педагоги.
Первое занятие - лекция С.В.Акифьевой об идейном и пластическом содержании скульптуры и художественном образе, о пространстве как основной составляющей пластических искусств.
Первое практическое занятие - "Круглая скульптура: натюрморт из двух предметов на подставке".


Сессия вторая, день второй! Первый полный учебный день образовательной сессии. Второе занятие скульптурного курса - рельеф. Перед этим – лекция о видах и особенностях рельефных изображений. Лекция поделена на две части, вначале С.В.Акифьева проводит искусствоведческий экскурс и показывает выдающиеся образцы искусства рельефа итальянского возрождения в качестве примеров. Затем А.А.Варенцов демонстрирует пластические принципы создания рельефа, в основе которых особая трансформация натурных объектов, иллюстрированная схемой.
Далее – от теории к практике. Задание: преображение круглой скульптуры «Натюрморт из двух предметов». Необычный ход работы: натюрморт, слепленный с натуры вчера – должен преобразиться в барельеф. Задача: уточнить пропорции плинта, найти композиционное решение, определить глубину и выразить пропорциональные и пространственные отношения между предметами.
Вторая половина дня посвящена музейному занятию, которое прошло в сокровищнице Великого Новгорода – Грановитой палате. Экскурсию провела экскурсовод НГОМЗ Э.Н.Манукян.

Сессия вторая. День третий! День посвящён работе с глиной. Занятие по скульптуре и керамике для участников проекта провели наставники проекта Заслуженные художники РФ, скульпторы - Ольга Николаевна Панкратова и Борис Михайлович Сергеев (Санкт-Петербург)
Вначале дня на утреннем собрании в руководителем проекта С.В.Акифьевой - участники проекта рассказали о своих впечатлениях от работы с рельефом и от встречи с ювелирным искусством средневековых мастеров. Для большинства ребят преобразование объемной скульптуры в рельеф стало непростой задачей, возникло много вопросов и трудностей, которые пришлось преодолевать в процессе работы. Наибольший интерес в музейной коллекции вызвали не только искусно выполненные предметы, но и сам уровень мастерства художников, живших несколько столетий назад.
В этот день у группа преподавателей в первой половине дня лепила фигуру девушки в с натуры, а затем во второй половине дня - создавали керамическое изделие в технике ручной лепки из чёрной глины.
У группы учащихся сначала занятие под названием «Авторская кружка», а затем создание круглой скульптуры на тему «Образ литературного или исторического героя в скульптуре». Оба задания были озвучены накануне после подведения итогов работы над рельефом у ребят было время подготовиться к темам, собрать материал и сделать эскизы.
День прошёл в интенсивной работе. Скульпторы-наставники щедро делились своим опытом, давали советы в процессе работы.

Сессия вторая. День четвёртый. Сегодня для участников проекта начался интенсивный курс аналитического рисунка. После лекции С.В.Акифьевой и А.А.Варенцова о принципах и подходах к аналитическом рисованию, о его значении для развития мышления и назначении в развитии личности художника – участники проекта приступили к практической работе.
Ребята работают в двух возрастных группах над одним заданием: построение геометрических тел на плоскости. В их постановках: куб и подставка на столе. Задача: применить аналитический подход в построении простого натюрморта из геометрических тел. Освоить на практике основные понятия: линия горизонта и линия горизонта построения, точки схода и т.д.
Преподаватели работают в отдельной мастерской над более сложной постановкой, в их «геометрическом натюрморте» сразу три предмета, расположенных на подставке, лежащей на столе. Их задача: разобраться в методической концепции преподавания рисунка в ДШИ и ДХШ, для того чтобы выработать свой путь введения аналитического рисования в систему обучения.
Вечерние часы посвящены керамике. Центром нашей деятельности стала скульптурная мастерская, здесь участники проекта знакомились с материалами для росписи, цветными ангобами, а также с технологией росписи керамики. В скульптурной и в других мастерских работали над цветовым решением изделия, которое лепили накануне. Одновременно началась работа и за гончарным кругом, после росписи приступили к освоению гончарного круга.

 Сессия вторая. День пятый.
Курс аналитического рисунка. Продолжается. Сегодня с утра после общего собрания, во время которого обсуждаются итоги предыдущего дня, а также специфика задания нового дня. В процессе собрания каждый участник говорит о своих трудностях второй этап освоения аналитического принципа рисования с натуры. Занятие состоит из нескольких постановок для двух групп учеников, построение геометрических тел на плоскости. В их постановках: куб и подставка на столе. Задача прежняя: применить аналитический подход в построении простого натюрморта из геометрических тел, выполнить построение при помощи законов прямой перспективы. Важно закрепить на практике полученные знания и основные понятия о линии горизонта и линия горизонта построения.
Деятельность наставника этого курса А.А.Варенцова ведется по двум направлениям – постановка общих задач и разбор общих ошибок, а также индивидуальные разъяснения построения каждому из 27 учащихся и 8 преподавателей. В этот же день продолжилась работа за гончарным кругом.

Сессия вторая. День шестой. От начала к завершению сессии темп работы нарастает. В этот день утренняя лекция о художественном образе сменяется рисованием углём, рисуем в трёх группах, выполняя разные задания: натюрморт, гипсовая голова, интерьер. Вторая половина дня - музейное занятие: экскурсия, а после неё составление необычного маршрутного листа для следующей группы участников проекта, которая начнёт свою работу во второй половине января...

Вторая сессия проекта. День завершающий - седьмой!
Итоги, экстремальное занятие по композиции, отзывы о проекте и послание последующим, добрые и вдохновенные слова напутствия от наставников, ароматный чай и сладости, слёзы прощания - все это вместили в себя три часа заключительного дня второй сессии проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников".

В рамках проекта состоялась первая выставка "История в лицах", на которой предсталены работы Петербуржских и новгородских скульпторов и графиков. Все материалы по выставке представленны по данной ссылке https://vk.com/album-184109240_264281421. Каталог выставки "История в лицах" https://vk.com/album-184109240_265123746. Графическая часть экспозиции в катологе по ссылке https://vk.com/album-184109240_265361389.

В рамках проекта состоялась вторая выставка проекта - "Форма". На выставке представлены эскизы и рисунки скульпторов, а также натурные этюды скульпторов, выполненные в различных материалах, 10 художников Санкт-Петербурга и Великого Новгорода разных поколений, а также работы, выполненные участниками проекта, преподавателями и учащимися ДШИ и ДХШ из пяти областей. Здесь можно увидеть результаты различных заданий, которые выполняют во время сессий участник проекта. Например, коллекцию авторских глиняных кружек, расписанных ангобами, коллекцию персонажей литературных и исторических героев, тематические композиции, этюды фигуры, вылепленные с натуры. Большая коллекция рисунков рассказывает о самой главной части проекта – освоении композиции и занятиях аналитическим рисунком... В рамках выставки «Форма» проходит благотворительная программа, состоящая из двух мастер-классов в скульптурной мастерской и 3-х творческих встреч и открытых лекций с авторами. Все материалы по данной выставке представленны по ссылке https://vk.com/album-184109240_268548819.

В рамках проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников" была проведена благотворительная программа творческих занятий для учащихся ДШИ, ДХШ и СОНКО, а также по воскресеньям в декабре был проведён Цикл открытых лекций для любителей искусства: «Скульптурная школа Александра Матвеева: имена, истории, традиции». По материалам выставки «скульптуры и рисунка Форма".

16 октября. Наставник проекта Светлана Викторовна Акифьева провела беседу об искусстве графики и мастер-класс на тему "Уголь - мягкий графический материал"для учащихся 5В класс - художественного класса 4-Й гимназии г.Великий Новгород. Занятие началось с игры: «Диалог о графике», в течение которой ребята размышляли о том с чего начинается графическое изображение, чем графика отличается от живописи, какие основные выразительные средства характерны для этого вида искусства. Во второй части занятия ребята смогли проверить и применить эти знания на практике, создавая рисунки углём на свободную тему. 
Это занятие состоялось в Молодежной библиотеке БЦ "Читай-город" (ул.Кочетова, д.37, к.1), в зале где проходит выставка работ «Мастерская художественной практики 2019», на которой представлены живописные и графические работы, выполненные участниками творческих мастер-классов под руководством А.А.Варенцова и С.В.Акифьевой. 

17 октября прошло благотворительное занятие. Наставники проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников" - С.В.Акифьева и А.А. Варенцов провели по теме «Портрет» на выставке «История жизни в лицах» для учащихся 2Б из «Школы №20 имени Кирилла и Мефодия» г. Великого Новгорода. 
Занятие началось со знакомства с мастерской художника, далее в галерее ребята рассматривали произведения, представленные на выставке, среди которых состоялась беседа об историческом значении искусства скульптурного портрета. Итогом встречи стал мастер-класс «Графический портрет», в процессе которого ребята познакомились с особенностями изображения лица человека и нарисовали портреты различных персонажей. https://vk.com/album-184109240_267951718.

А 23.10.19 был проведён мастер-класс для учащихся МК ДХШ Кириши https://vk.com/album-184109240_267951676.

6 ноября в мастерской-музее состоялся матер-класс по рисунку, и композиции для учащихся и прподавателей Детской школы искусств г. Печоры Новгородской области. Занятия провели Заслуженный художник РФ Александр Алексеевич Варенцов и Светлана Викторовна Акифьева, руководитель проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников", художник, кандидат искусствоведения.
Коллектив ДШИ г Печоры стал участником проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников". Четверо учащихся старшего возраста и их преподаватель - Наталья Ивановна Солонюк примут участие в январской образовательной сессии проекта в Великом Новгороде.
А пока - другие преодаватели ДШИ г Печоры , Елена Николаевна и Ирина Николаевна привезли своих учеников, познакомиться с мастерской-музеем и поработать по программе проекта на мастер-классе с наставниками. Ребята посетили мастерскую-музей, познакомились с новой выставкой "Форма", которая готовится к открытию. А затем сами погрузились в процесс рисования с натуры: младшая группа (возраст участнико от 10 до 13 лет) рисовала натюрморт, старшая ( от 14 до 17) - изучала ход перспективных построений в "геометрическом натюрморте" https://vk.com/album-184109240_268245112.

Стали участниками благотворительной образовательной программы проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников" и ребята из "Творческой мастерской "От 5 до 15" г. Великий Новгород вместе со своим преподавателем Марьяной Станиславовной Зуевой. После экскурсии, которая проходила в атмосфере живого диалога об искусстве, состоялся мастер-класс по скульптуре. Он проходил в Образцовой скульптурной мастерской в рамках второй выставки проекта, которая называется "Форма" и рассказывает о значении этюда в развитии художника. Ребята лепили "этюд с натуры". Группа, посетившая мастерскую-музей, составила 23 человека, школьники от 10 до 17 лет. Занятие проходило в очень оживлённой творческой атмосфере, ребята справились с заданием, ощутили сложности "скульптурного восприятия натуры" и почувствовали удовольствие от работы с пластичным материалом в большой и дружной компании единомышленников. Занятие вели наставники проекта - С.В.Акифьевой и А.А.Варенцова. Все фотографии с занятия можно посмотреть по ссылке https://vk.com/album-184109240_268739882.

На выставке рисунка и скульптуры "Форма" состоялось еще одно творческое занятие, в рамках благотворительной программы проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников". Нашими гостями стали 20 учащихся художественного отделения ДШИ п. Крестцы Новгородской области и их преподаватель Ирина Витальевна Матвеева. По традиции начали наше занятие в мастерской А.А.Варенцова, затем в галерее рассматривали скульптуру из разных материалов, рассуждали о различных формах работы с натуры художников-графиков и и скульпторов, затем в скульптурной мастерской под руководством А.А.Варенцова ребята лепили этюд фруктов и овощей с натуры. https://vk.com/album-184109240_268641536

На выставке рисунка и скульптуры "Форма" 8 декабря состоялось творческое занятие, в рамках благотворительной программы проекта "Школа - мастерская аналитического рисунка и скульптуры. В качестве организаторов этого занятия выступили наши давние друзья и партнёры по образовательной деятельности Новгородской региональной общественной организацией семей с незрячими и слабовидящими детьми "Умка вместе с мамой" . Гостями мастерской-музея стали мамы, мамы детей-инвалидов и мамы, работающие с детьми-инвалидами.
После обзорной экскурсии по мастерской-музею, во время которого по традиции ведутся разговоры об искусстве, педагогике и жизни, состоялся мастер-класс по работе с глиной, в образцовой скульптурной мастерской. В этот раз тема занятия была связана с некоторыми аспектами арт терапии.
Наши очаровательные гостьи лепили, знакомились с различными упражнениями и приёмами работы с материалом, а самые любопытные и смелые даже успели познакомиться с работой на гончарном круге.https://vk.com/album-184109240_269068878

 

Сессия третья, день первый - 17 января!
Третья, зимняя сессия проекта началась в мастерской-музее. Она объединила коллективы детских школ искусств из Новгородской, Ленинградской, Псковской, Тверской, и Нижегородской областей.
По традиции во второй половине наши занятия начинаются с общего собрания всех участников, главная цель которого познакомиться и обсудить задачи учебной программы. Ребята и их преподаватели рассказывают о себе и своих ожиданиях, связанных с участием в проекте. Затем все отправились в галерею мастерской-музея, на выставку «Форма», где представлены скульптурные и графические работы художников и участников проекта. Здесь начался новый этап реализации проекта. Первая вводная лекция С.В.Акифьевой о специфике скульптуры прошла в форме беседы с ребятами и педагогами Внимательно рассматривая скульптурные работы мы выявляли возможности этого вида искусства и готовились к первому занятию по скульптуре. Особое место в разговоре было уделено технологическим характеристикам глины, как художественного материала. В образцовой скульптурно-керамической мастерской мы внимательно рассмотрели различные образцы заданий и обсудили проблемы, возникающие при их выполнении.
Скульптурные занятия на этой сессии проходят в изменившемся пространстве большой мастерской Александра Алексеевича Варенцова. Ребята из разных школ объединены в группы, у каждой из них своё задание. Первое занятие по скульптуре посвящено лепке с натуры. Второе занятие этого дня - художественная керамика, в скульптурно-керамической мастерской участники проекта приступили к изучению различных способов изготовления керамики, ручной лепке и работе на гончарном круге. После вечернего занятия и ужина совершили вечернюю прогулку по празднично украшенным улицам, через Кремль и пешеходный мост к храму Спаса Преображения на Ильине улице, с рассказами об истории и легендах Древнего Новгорода.
Все фото в группе, альбоме " Сессия третья, день первый - 17 января " https://vk.com/album-184109240_269835283.
Сессия третья, день второй - 18 января! Этот день полностью посвящен скульптуре. Утром – лекция С.В.Акифьевой о видах и особенностях рельефных изображений, в качестве примеров рассматривали и обсуждали классические рельефы мастеров эпохи Возрождения и рельефы гениального скульптора Манцу на «Вратах смерти» собора Святого Петра.
После этого А.А.Варенцов объяснял задачи второго задания по скульптуре и излагал пластические принципы создания рельефа, процесс особой трансформации объема в барельефе и горельеф.
Далее – от теории к практике, задание преображение круглой скульптуры в рельеф.
Вторую часть рабочего дня посвятили работе над композицией «Садко». Занятие провели наставники проекта Заслуженные художники РФ, скульпторы - Ольга Николаевна Панкратова и Борис Михайлович Сергеев (Санкт-Петербург). Ещё накануне вечером участники проекта получили задание разработать эскиз композиции в круглой скульптуре. Мастерская наполнилась веселым гулом: обсуждали, спорили, делились замыслами и опытом.
И вот - через три часа в галерее появилась большая выставка скульптурных этюдов – результат трёх практических занятий. Вечером обсуждали итоги занятий, анализировали работу, делились впечатлениями от процесса. Для многих ребят - это был первый серьёзный опыт работы с глиной, опыт, который дал новые знания и умения, а также яркие творческие впечатления. https://vk.com/album-184109240_269859998
Сессия третья, день третий - 19 января! В воскресенье с утра продолжилось освоение работы с композицией в скульптуре под руководством наставников проекта Заслуженных художников РФ, скульпторов - Ольги Николаевны Панкратовой и Бориса Михайлович


Все проекты

Контакты

г. Великий Новгород, ул. Каберова-​Власьевская, 22 (с торца)

+7 (911) 644–43-42
8 (816 2) 78-88-33

Sveta_Akifeva@mail.ru

Связаться с нами
Режим работы

ПН: выходной
ВТ-ВС: 12:00–20:00

Время проведения экскурсий: вторник-среда с 12.00 до 20.00; Четверг-пятница с 12.00 до 15.00; с 18.00-20.00; Суббота воскресенье: с 15.00 до 20.00

Цены

Стоимость экскурсионного билета – 500 рублей.
Посещение мастер-​класса детского мастер-класса – 300 рублей.
Посещение обучающего мастер-класса - 500 руб
Детям до 6 лет с родителями экскурсионное посещение– бесплатно.
Пенсионерам в первое воскресенье месяца вход – 50 рублей.