новый образовательный проект

«Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде» - новый образовательный проект Мастерской-музея стал победителем конкурса, который проводил Фонд президентских грантов в 2018 году.

Задачей проекта было выявление и поддержка одаренных учеников детских школ искусств, расположенных в малых городах и поселках Новгородской, Ленинградской, Псковской областей. Основная целевая аудитория - молодежь в возрасте 14-17 лет (это ребята, которые находятся в ДШИ на предпрофессиональном этапе обучения), а также их преподаватели.

Было проведено 8 сессий искусствоведческих практикумов и занятий, посвященных изучению масляной живописи под руководством Александра Варенцова и искусствоведа Светланы Акифьевой.

Основное содержание занятий проекта было направлено на то, чтобы показать возможности масленой живописи. В настоящее время масляная живопись в системе предпрофильного обучения ДШИ практически не используется, ее потенциал остается нераскрытым. А ведь она, в отличие от других техник позволяет объединить в систему полученные ранее знания по рисунку, цветоведению, композиции и истории искусства, а также качественно развить пространственное и пластическое мышление, необходимое для освоения всех видов художественных профессий.

В рамках проекта юные художники также изучали произведения живописи, предметы музейных коллекций.

За время реализации проекта были сформированы материалы 4х дистанционных образовательных сессий, состоящие из мастер-классов, лекций и музейных занятий по живописи, которые были размещены в дневнике проекта «Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде» в группе Вконтакте и канал «Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде» на YouTube. Записано более 30-ти видео сюжетов. Там собраны записи занятий, экскурсий и мастер-классов по живописи, опубликованы, разработанные в рамках проекта циклы заданий и рекомендаций для освоения масляной живописи. В дистанционный курс включены экскурсии по различным музейным объектам Великого Новгорода, раскрывающие их образовательные возможности. Видео мастер-классы дистанционных сессий призваны дополнить очные образовательные сессии, они были записаны в мастерской-музее, во время занятий А.А. Варенцова с учениками, чтобы можно было проследить за ходом работы и услышать рекомендации, которые даёт наставник в ходе занятия и во время итогового обсуждения. Видео уроки являются и ценными методическими пособиями для преподавателей ДШИ по организации и проведению занятий по живописи и истории искусства.

Таким образом на протяжении года не только 120 участников проекта, но и учащиеся и педагоги ДШИ, в которых они учатся, смогли принять участие в изучении и освоении живописи. Кроме этого, были проведены 4 вебинара, которые позволили участникам, даже находясь вдалеке друг от друга, обсуждать возникающие вопросы и решать совместно проблемы обучения живописи и изучения живописного мастерства.

Авторы проекта отмечают, что полученные знания помогут участникам самоопределиться в профессиональной сфере.

В свою очередь, преподаватели детских школ искусств смогли получить необходимую методическую поддержку в области преподавания живописи от профессиональных художников и искусствоведов.

Программу проекта, которую разработал Александр Варенцов планируется использовать в системе  дополнительного образования. Она будет способствовать продвижению опыта по работе с одаренной молодежью в области искусства. 

ИЮЛЬ  и  АВГУСТ
Весь июль команда мастерской собирала и обрабатывала заявки. Проект начался конкурсным отбором, на основе заявок и коллекций творческих работ, присланных на конкурс, отобрали 96 учеников и 24 педагога. Все участники проекта вошли в одну из четырёх групп, по 30 человек. Каждая группа работала в Великом Новгороде в течение одной пятидневной сессии, в сентябре и ноябре 2018, а также в январе и марте 2019 года. Группы были сформированы, и распределены по общему сессионному расписанию.

Августовский план действий включал несколько ключевых пунктов:
1. Закупка материалов для проведения практикумов;
2. Загрузка части курса видео лекций на канал мастерской в YouTube;
3. Проведение первой из восьми сессий с первой группой студентов.

За счет получения финансирования на реализацию проекта, проживание, питание и сама образовательная программа, включая все необходимые художественные материалы, были бесплатными для всех участников.

Видео лекции загружались на канал «Молодежная школа живописи в Великом Новгороде». Они редставляют из себя 8 мастер-классов и 8 лекций о живописи. В них Александр Алексеевич Варенцов проводит виртуальную экскурсию по музею, рассказывает о себе и Светлане Викторовне Акифьевой, объясняет основные понятия, которыми в дальнейшем оперировал на сессиях. Также иногородние студенты, с помощью данных лекций, получили возможность узнать об основных памятниках и музеях города. Лекции о живописи представлены в классическом понятии лекции – где есть подача материала, а далее вопросы от присутствующих. Часть этих материалов останется в свободном доступе, а часть доступна только участникам программы.

Основной площадкой для живописной практики стала художественная мастерская А.А.Варенцова, где участники знакомились с материалами и технологией живописи масляными и темперными красками, а также осваивали основы живописного мастерства. Значительная часть программы была отведена на музейные занятия, лекции, творческие встречи, способствующие погружению участников проекта в художественную культуру Великого Новгорода. Эти занятия проходили на территории различных объектов Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, в Музее художественной культуры Новгородской земли, в Центре музыкальных древностей В.И. Поветкина, в Доме народного творчества. В процессе занятий участники проекта узнали о том, как характеристики цвета влияют на выразительность образа и предмета, о значении и применении цвета в различных видах искусства от древности до наших дней.

Сентябрь - 1 сессия

Лекции и семинары для 30-ти участников первой сессии, учащихся и преподавателей из Детских школ искусств Новгородской, Псковской и Ленинградской областей были посвящены истории русского народного искусства. Новгородские ремесленники и знатоки древности, с увлечением погружали нас в сокровищницу истории за вдохновением и мудростью предков. Будущие художники и их преподаватели изучали источники цветовой культуры русского народа, знакомились с традиционной символикой, обрядами, бытом и праздниками, а также с людьми, которые всё это изучают, сохраняют и передают.
Участники проекта посетили Центр музыкальных древностей В. И. Поветкина, наше занятие называлось «Мир звучащего Новгорода» где ознакомились с деревянными и костяными музыкальными инструментами. Ребята высоко оценили возможность потрогать и попробовать извлечь пару нот из них. «У тех, кто заходит сюда впервые, складывается ощущение, что посетителей встречают не музейные сотрудники, а жители дома, только-только отвлекшиеся от своих домашних дел. Может быть, именно поэтому в Центре как нигде чувствуется, что всё, окружающее тебя, не искусственное, а самое настоящее. И правда: русскую культуру в Центре музыкальных древностей не демонстрируют — ею тут живут».
Специалисты Новгородского музея-заповедника показали участникам проекта археологическую коллекцию, собрание икон XI-XIX веков и резное дерево православных храмов.  Дополнением  к увиденному была вечерняя лекция от хранительницы коллекций резного дерева и собрания икон Ю. Б. Комаровой.
Потомственный новгородский мастер Наталья Алешина, рассказала о национальных традициях в творчестве современных художников декоративно-прикладного искусства. Она провела видео экскурсию по своей мастерской «Синь колодец» и рассказала об экономической составляющей деятельности современных ремесленников.
Четвертый день посвятили быту русской деревни. Для понимания того, что именно вдохновляло пращуров на те или иные мотивы в творчестве, участники проекта посетили знаменитый Музей деревянного зодчества «Витославлицы». Старший Научный сотрудник НГОМЗ Елена Николаевна Мигунова рассказала про быт и условия, в которых жили наши пра-пра-пра…  Она поведала о смысле сохранившихся традиций и в красках описала исчезнувшие из современной жизни обряды. Её рассказ стал живой иллюстрацией к деятельности учёных и музейных работников,  собирающих материальные и нематериальные ценности национальной культуры. В конце этого дня в обсуждении ребята и преподаватели делились своими впечатлениями о посещении «музейной деревни», которая открыла им многотрудную и содержательную повседневную и праздничную жизнь предков.
Заключительным объектом для музейных занятий стала экспозиция Музея художественной культуры Новгородской земли  - выставка «Постигая традиции», посвященная всему разнообразию декоративно-прикладного искусства, вдохновленного народным искусством. Тема занятия наставника проекта С.В. Акифьевой «Ремесленные традиции: устойчивость и причины изменений».  В поисках ответов на вопрос преподавателя о сегодняшнем состоянии ремесленной культуры, участники проекта анализировали коллекцию выставки, сравнивали экспонаты, с предметами, которые видели в исторических коллекциях, а также с вещами, которые они используют в быту. Всюду, где побывали беспрерывно делали наброски всего, что попадалось на глаза. Потому что любой художник жаден на новые образы, так и норовит зарисовать в походном блокноте что-нибудь интересное для своих будущих проектов или просто на память, вместо фотографии.
Между увлекательными экскурсиями были и лекции, и практические занятия главного наставника проекта Заслуженного художника РФ Александр Алексеевича Варенцова, связанные с живописью и оттачиванием художественных навыков. Основой практической части образовательной программы проекта «Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде» является изучение масляной живописи. Для многих ребят, участников проекта, - это первый опыт работы с масляными красками. Наставник объяснял специфику технологии и объяснял каким образом работа в этой технике позволяет добиваться качества рисунка, тона, как выстраивать цветовую гармонию. Преподаватели работали в отдельной мастерской над теми же заданиями, они делились опытом, а также обсуждали с наставниками методику преподавания живописи, а также возможные способы организации работы со старшими учениками школ искусств.

Итого, на выходе мы получили «Первых ласточек», под завязку набитых впечатлениями и знаниями, немного оглушённых переполняющим их творческим вдохновением, но очень довольных результатом, а также не менее довольную команду проекта.

Ноябрь - 2 сессия
19 ноября в ЧУ "Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова" началась вторая очная образовательная сессия проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде". Участники из Детских школ искусств г.Пскова, г.Себежа, г.Валдай, д.Лесная, п. Кузнечное и п. Севастьяново Ленинградской области собрались в мастерской, где познакомились с наставниками и обсудили программу занятий ноябрьской сессии, после чего преподаватели и учащиеся участвовали в первом практическом занятии по масляной живописи. 
Практическое занятие по живописи в технике гризайль провёл А.А.Варенцов. "Натюрморт с птицей" - постановка для двух сеансового занятия. Задачи первого сеанса: Линейная композиция, разработка тонового ритма больших пятен, подмалёвок. После этого - экскурсия в храме Святой Софии.
21 ноября. Наша первая птица готова! Ребята преодолевают сопротивление материала, с интересом вникают в особенности технологии масляной живописи, привыкают к высокому темпу работы в мастерской А.А.Варенцова. А в галерее мастерской-музея снова формируется длинная вереница этюдов юных художников.
Музейное занятие в экспозиции "Русская икона XI – XIX веков" для нас провела Ю.Б.Комарова. Наша встреча была посвящена особенностям самых дрених икон, представленных в экспозиции. Мы увидели древнейшую икону 11 века "Апостолы Пётр и Павел", которая считается одной из самых ранних из известных русских произведений станковой живописи. Эта икона происходит из новгородского Софийского собора. Внимательно рассматривали сложную структуру линейной и цветовой композиции Образа св. Николая Чудотворца . Уникальным является и тот факт, что на иконе сохранилась надпись, с именем мастера Алексы Петрова из церкви Николы на Липне и дата создания 1294 г.
Эти два дня в практической части программы участники проекта осваивали азы цвето-тональной живописи, выполняли двух сеансовое задание, этюд с натуры, той же постановки, что и в предыдущие дни.
Второе музейное занятие в экспозиции "Русская икона XI – XIX веков". Нас ждала встреча с "классической" новгородской иконой, Ю.Б.Комарова рассказывала нам о стилистических особенностях икон 15 века, которые считают вершиной развития "новгородской школы живописи". Рассматривая лучшие образцы из обширной экспозиции, мы вникали в особенности композиции, пластики и колорита, в историю создания и обретения произведений музеем. Во время занятий в музее ребята выполняли задания, делали зарисовки композиций икон Благовещения и набороски на тему "Зритель в музее".
Четвёртое задание по живописи - цветовой этюд. Цель задания: найти композиционное решение на вертикальном формате, построить цветовой ритм в композиции, добиться яркого, светящегося колорита, сохранить звучность цвета. Время выполнения этюда - 2 часа.
В процессе занятий в мастерской А.А.Варенцова самым ценным является общение с мастером. Каждый получает советы, есть возможность задать вопросы. Ребятам приходилось не легко, они учились работать быстро, преодолевая привычку работать неспешно. Они приспосабливались к особенностям масляных красок, которые имеют определённую вязкость, смешиваются особым образом, не всегда легко соединяются с основой для живописи.
Два дня в мастерской-музее шли просмотры творческих работ участников проекта. Ребята показывали живописные и графические работы, выполненные за последний учебный год в своих школах и получали индивидуальные рекомендации от наставников проекта. Наставники и преподавателди обсуждали возможные и наиболее эфективные методы обучения в старших классах ДШИ и ДХШ.
Утро и вечер каждого дня ноябрьской сессии были посвящены общению с наставниками. В формате беседы наставники рассказывали о себе и своей профессии, рассказывали о художественной выразительности древнерусской живописи, о реставрации икон, о чудесном обретении образов и счастливых случаях из жизни... Все наши неформальные встречи проходили в мастерской руководителя проекта, художника Светланы Акифьевой, в атмосфере творческого взаимодействия, посредством слов и художественных образов. Галерея, которая связывает мастерские художников, становилась местом обсуждения, здесь наставники отвечали на вопросы о приёмах и стилях, о материалах, об экспозиции и других важных вещах, сопровождающих жизнь художника.
Последний день сессии проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде" посвятили посещению Музея изобразительных искусств, тема нашего занятия: "Взаимодействие идей и стилистики в станковой живописи". Осматривая коллекции живописных произведения 18-20 веков, мы получили удивительную возможность не только рассмотреть изменения и оценить своеобразие картин, написанных в различные исторические периоды, но и сопоставить философию европейского и восточного искусства, оказавшись на выставке "Укиё-э", где представлены произведения японской графики. В заключтительной беседе мы обсудили наши впечатления от программы проекта и те проблемы, которые возникли в процессе обучения, а также разобрали те задания, которые нужно выполнить в декабре, в рамках 3-й дистанционной сессии. 
5 декабря в газете Новгородские ведомости был опубликован материал о проекте "Молодежная школа живописи в Великом Новгороде" https://novvedomosti.ru/articles/culture/50417/.

Январь - 3 сессия
В Мастерской- музее реалистической живописи Александра Варенцова 21 января 2019 года началась третья очная образовательная сессия проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде". Участники сессии учащиеся Детских школ искусств и художественных школ из Новгородской, Псковской, Ленинградкой областей. 
По традиции в 15.00 участники сессии собрались в мастерской, где рассказали о себе, своих школах и познакомились с наставниками проекта, а также обсудили программу занятий январской сессии. Далее началось первое практическое занятие по масляной живописи: знакомство с материалом и изучение цвето-тональных возможностей масляных красок. Через несколько часов большая "сборная" палитра" растянулась по всей галерее демонстрируя многообразие цветов, оттенков и колористических возможностей масляных красок.
На следующий день после знакомства с масляными красками в «Молодежной школе живописи" началась насыщенная культурная программа проекта - встреча с достопримечательностями Великого Новгорода. Первая встреча состоялась в «Музее художественной культуры Новгородской земли».иСотрудник музея Арина Анатольевна Березовская познакомила участников проекта с экспозицией «Культурное наследие Новгородских монастырей», которая объединила в одном выставочном пространстве историю 25 новгородских монастырей с сохранившимися и воссозданными древними храмами. Особенность этой экспозиции состоит в том, что она представляет архитектурный пейзаж Новгорода в произведениях живописи и графики, 39 работ из фондов Музея. Тем же вечером учеников ждала лекция Татьяны Константиновны Федоренко, реставратора и наставника проекта, о памятниках архитектуры Новгородской земли, в которых сохранились фрагменты монументальной живописи. 
На практическом занятии по масляной живописи в мастерской Александра Алексеевича Варенцова, ребята написали первый этюд.
С самого утра следующего дня нас снова посетила Т. К. Федоренко, реставратор и наставник проекта, но в этот раз учеников ждала не лекция, а практическое задание. Ребята смогли стать на время занятий реставраторами, испытать себя в реставрационно-копийной практике, пытаясь реконструировать фрагменты фресковой живописи, вникнуть и воспроизвести характерные особенности святых ликов. 
Татьяна Константиновна Федоренко, кандидат искусствоведения, специализируется на Древнерусском искусстве и реставрации монументальной живописи.
После практического занятия ученики «Молодежной школы живописи в Великом Новгороде» писали тематические натюрморты со свечой в различной; синей, красной, зеленой, коричневой, цветовой гамме. Постановка была рассчитана на весь оставшийся день, увеличился формат картона, ребятам было несколько трудно, но при помощи педагогов – наставников в конце дня получились законченные качественные работы.
Утро 24 января. В большие окна мастерской – музея сквозь полупрозрачные шторы просачиваются лучи зимнего солнца, стоит подойти чуть ближе и ты окажешься окутан лучами утреннего солнца, заглянешь в окно, а там все белое, лежат сугробы, деревья покрыты инеем, на крышах домов снег, а в мастерской – музее тепло, тепло от той атмосферы творчества, труда, прекращающегося только на обед или горячий чай с пирогами. Тепло от количества людей, которых он может принять и наши наставники научить, помочь, подсказать, направить. 
Четвертый день подряд стоят и мольберты, на них лежат палитры, с только что бережно выдавленной краской, баночки с растворителем и кисточки, вымытые им же и обсушенные лоскутом ткани. Мольберты ждут своих пользователей, чтобы послужить высшей цели – учению и творчеству. 
Итак. Настало время для последнего, завершающего сессию, этюда. На этот раз на столиках для натюрмортов у нас стоят букеты, рядом лежат фрукты, а позади свисают, брошенные властной рукой метра, драпировки. Участники «Молодежной школы живописи в Великом Новгороде» начали писать этюд незамедлительно, уже привыкнув и, я надеюсь, полюбив масляные краски. 
Этот день очень насыщенный для участников. После обеда наставник проекта Светлана Викторовна Акифьева повела учеников в «Центр реставрации монументальной живописи Великого Новгорода», там реставраторы Центра, Ольга и Валентина Назаровна провели нам экскурсию по пространству Центра, рабочим местам, показала снимки разрушенных храмов, процесс сбора уцелевших фрагментов живописи. Мы смогли пройти непосредственно по рабочим местам художников – реставраторов, понаблюдать за тем, как происходит работа, подбор и склейка фрагментов. Реставраторы рассказывали о том, как происходит монтаж почти собранного изображения и почему этот этап откладывают на долгое время. Ребятам выпала уникальная возможность увидеть своими глазами уникальные фрагменты монументальной живописи разрушенных церквей 12 века. 
Далее, экскурсовод Людмила Алексеевна познакомила участников проекта с Собором Рождества Богородицы в Антониевом Монастыре. Живой рассказ об архитектуре и особенностях живописи позволил понять назначение конструкций храма и рассмотреть, суровые древние образы 12 века и более поздние красочные изображения на стенах храма 18 века. 
На утро пятого деня проекта мы посвятили музейным занятиям. Вместе с нами работал замечательный экскурсовод - Людмила Алексеевна Кадочкина, необыкновенно обаятельный, знающий и глубоко любящий свое дело специалист. Она интересно, точно и ярко рассказывала нам о памятниках архитектуры их истории, о художественном убранстве новгородских храмов. Мы побывали в Знаменском Соборе на Ильине Улице и в Церкви Святого Георгия на Торгу. К радости всех педагогов, а их в нашей группе было сразу шестеро, Людмила Алексеевна разъясняла просто и ясно сложные понятия об архитектурных стилях и и особенностях изменений в конструкциях и росписях разных веков. 
Из-за снега, нам не удалось увидеть фрески Феофана Грека в Церкви Спаса Преображения, но зато мы посетили выставку «Возрождение из руин. Церковь Спаса Преображения на Ковалёве и ее фрески". На выставке представлены собранные по уникальной методике А.П. и В.Б. Грековых и смонтированные на титановые щиты фрески из разрушенной. На выставке кроме фресок мы увидели замечательный фильм, в котором Александр Петрович рассказывал о восстановлении росписей, которые считались безвозвратно погибшими после разрушения храма во время Великой Отечественной войны...
Вечером 25, заключительного дня живописи, ученики завершали свои длительные последние этюды, уточняли цветовые отношения, лепили объем и прописывали детали, вслушивались в советы наставников, одним словом - доводили работу до идеала. 
В заключении вечера состоялась игра в конференцию, посвящённую профессии художник-педагог. Преподаватели, участники проекта и наставники рассказывали о том как выбирали профессию, где учились, о занимательных и поучительных событиях во время учёбы. Ученики задавали вопросы о трудностях выбора и обучения, о первых уроках и особенностях работы с учениками взрослыми и маленькими. После напряжённого дня вечер получился лёгким, веселым и дружеским...
В субботу 26 января мы подводили итоги 3-й очной образовательной сессии проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде". Утро посвятили посещению Музея изобразительных искусств НГОМЗ, тема нашего занятия: "Темы, методы и приёмы в станковой живописи". Задание для ребят состояло в поиске произведения наиболее отвечающего их сегодняшнему настроению и картины, которая вызывает негативную реакцию или остаётся не понятной. Осматривая коллекции живописных произведения 18-20 веков, после собственной живописной практики, мы получили удивительную возможность увидеть своеобразие картин, написанных в различные исторические периоды. В заключительной беседе мы обсудили наши музейные впечатления, а после, по традиции обсудили и те проблемы, которые возникли в процессе обучения. Участники проекта рассказывали о своих впечатлениях от процесса работы маслом и о своих впечатлениях от общения с музейными специалистами, наставники о дальнейших планах по развитию проекта. И конечно грусть расставания,и последние фото на память... 

Март - 4 сессия
С 18  по 24 марта 2019 года в «Мастерской - музее реалистической живописи Александра Варенцова» состоялась четвертая, и последняя, очная сессия образовательного проекта «Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде». 
Знакомство команды проекта с приехавшими обучаться преподавателями и учениками состоялось практически сразу после заселения в гостиницу, наши гости успели только пообедать и немного пообщаться между собой, но это даже к лучшему, ведь ученикам предстоит находиться в таком насыщенном плотном графике жизни еще пять дней. После знакомства, ученики сразу приступили к выполнению задания, они писали этюд с натуры в цвете. Несмотря на разный уровень владения материалом (кто-то уже пробовал писать маслом, а кто-то - ещё нет), участники проекта хорошо справлялись с поставленными задачами, старались грамотно решить проблему композиции и передачи цветовых отношений. В завершении занятия первые живописные работы участников были перемещены в галерею мастерской-музея, чтобы стать началом импровизированной выставки участников мартовской сессии.
Второй день в мастерской - музее прошёл насыщенно и разнообразно. Все занятия были посвящены композиции в изобразительном искусстве. Утром наставники проекта организовали разминку: с помощью угля участники проекта, разделилившись на четыре творческие группы, сочиняли натюрморты на заданные темы. После этого, началось практическое занятие в мастерской Александра Алексеевича.
Вначале ученики искали более удачную композицию, сделав три варианта рисунка. На следующем этапе, приступили к живописи, делали тщательную проработку натюрморта в трех цветовых решениях: гризайль, и два цветовых эскиза, в холодной и теплой гамме. 
Ещё все вместе посетили Музей изобразительных искусств НГОМЗ, где Светлана Викторовна Акифьева провела занятие по композиции у картины И.Ф. Гроота "Белые птицы" 1862.
На третий день сессии во время утренней встречи, работая в группах, мы обсудили все трудности и радости, с которыми столкнулись за два сеанса живописи. Чуть позднее снова приступили к живописным занятия, ребята - в мастерской Александра Алексеевича, а их преподаватели - в детском пространстве, где идёт не только творческая, но и методическая работа. В этот день все приступили к первому этапу длительной работы над натюрмортом, задача этого дня - найти композиционное решение и определить тональные отношения в натюрморте. Постепенно ребята осваивают приёмы работы с масляными красками и справляются с заданиями быстро и качественно. После перерыва на обед мы отправились в "Новгородский центр современного искусства ", где нас ждала интересная встреча с его руководителем Сергеем Борисовичем Пухачёвым. Разговор состоялся в выставочном зале, где в настоящее время проходит ежегодная областная выставка, организованная Новгородского отделения Союза художников России. С.Б.Пухачёв рассказал о задачах центра и стратегии его развития на ближайшее время, а участники проекта, задавали ему вопросы о современном искусстве, галерейном деле, художественном рынке и месте художника в жизни общества. После беседы все отправились рассматривать экспозицию, оживлённо обсуждая увиденное... Все фотографии этого дня можно увидеть в альбомах этой группы с датой 20 марта.
Весь следующий день для нашей группы был полон встреч, событий, новой информацией, интересных разговоров и встреч... Утро - практическое занятие по освоению масляной живописи в мастерских. Сегодня был день самостоятельной работы, второй этап работы над цветовым решением натюрморт сопровождался редкими замечаниями Александра Алексеевича, ребята и взрослые были погружены в процесс живописи. В это утро Л.С.Оларь, журналист радио"Славия" записывала беседы с участниками проекта для радиорепортажа о заключительной образовательной сессии.
Через несколько часов участники проекта встретились с ещё одним наставником. Доктор искусствоведения, автор более 140 публикаций Светлана Михайловна Грачёва является деканом факультета теории и истории искусств и профессором кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Живет и работает в г. Санкт-Петербург. Увлекательная беседа с многоопытным искусствоведом и педагогом началась с вопросов ребят: спрашивали об искусстве старом и новом, профессионализме, жизни галерей, перспективных профессиях и многом многом другом. Заключительная часть встречи была посвящена истории, деятельности и специальностям института им И.Е.Репина. Во второй половине дня "урок-прогулка" по Новгороду погружал нас в историю Великого Новгорода, через названия улиц, храмы и памятники, которые рассказывали о событиях и людях, живших и живущих здесь. Вечером состоялась традиционная игра в пресс-конференцию с преподавателями. Тема конференции профессия "художник-педагог". После красочного рассказа преподавателей о своей работе и жизни, ребята расспросили их о многом, что волнует их на этапе выбора профессии и в общении с друзьями.
Первая половина пятого дня сессии была посвящена заключительной практической работе над натюрмортом масляными красками. Задача третьего этапа живописи - разработка деталей и уточнение и гармонизация цветовых отношений. Работа шла напряжённо и через три часа этюды были закончены и заняли своё место на импровизированной выставке в галерее. Во второй половине дня мы были на занятии в Музее изобразительных искусств НГОМЗ. Тема нашего занятия: "Выразительные средства в живописи". Рассматривая картины и двигаясь по залам из XVIII века в XIX , а затем в начало XX века, мы анализировали особенности картин, художественные приёмы и средства, которые использовали художники, жившие в разные исторические периоды. Участники занятия получили задание выбрать и описать характерные особенности композиции и живописи картин, которые привлекли их внимание (понравились или вызвали негативные эмоции). Вечером мы снова собрались в мастерской, чтобы обсудить результаты занятия и поговорить о том, чем руководствуется художник выбирая ту или иную форму произведения и различные художественные средства.
Завершающий день проекта. По традиции в этот день группа выбирает объект для музейное занятия... Сегодня мы отправились смотреть коллекцию "Новгородская икона XI-XIX веков". Цель нашего занятия посмотреть подлинные произведения , созданные древнерусскими художниками и познакомиться с особенностями "языка" икон.
В 12 часов все вместе мы собрались за большим чайным столом, чтобы подвести итоги сессии и рассказать о своих впечатлениях от работы в проекте. Ребята рассказали о том, что нашли много новых друзей, приобрели интересный и полезный опыт работы масляными красками узнали много нового о культуре Великого Новгорода...
04 апреля на радио "Славия" вышел в эфир репортаж о четвёртой смене в "Молодёжной школе живописи", которая прошла в Великом Новгороде. Репортаж подготовила Либовь Спиридоновна Оларь.

В мае состоялся завершающий этап реализации проекта.
С 13 по 17 мая на базе мастерской-музея прошла методическая неделя для преподавателей ДШИ и ДХШ, участников проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде". 14-15 мая была организована научно-практическая конференция "Новый формат молодежного культурно-познавательного туризма: "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде".
Первая часть конференция была посвящена обсуждению практической части проекта, результаты которой представлены на выставке в галерее мастерской-музея, наставники проекта представили экспозицию и познакомили гостей с содержанием выставки. В каждом из пяти разделов выставки обсуждались различные типы заданий по освоению масляной живописи и нюасы их выполнения, трудности с которыми сталкивались учащиеся в ходе проекта.
Вторая часть программы началась в 15.00 с доклада руководителя проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде". Светлана Викторовна Акифьева рассказала специфике работы проекта и представила буклет, в котором размещены материалы программы проекта. После чего слово предоставили преподавателям, которые сообщили собравшимся о своём опыте участия в различных образовательных сессиях и о том как идёт работа в школах после проекта. В заключительной части наставники вручили комплекты сертификатов и буклеты программы проекта.
Вечерней частью программы стал круглый стол «Образовательные музейные проекты: перспективы развития». Дискуссия была посвящена теме расширения тематического спектра омузейных проекктов для учащихся ДШИ и ДХШ.
Следующий семинар итоговой "Методической недели" для преподавателей ДШИ и ДХШ был посвящён организации пленэрной практики. Теоретическая часть семинара прошла под руководством главного наставника проекта А.А.Варенцова. Речь шла о дифференциации творческих и учебных задач с учётом возрастных особенностей для учащихся в работе на пленэре, о видах заданий и художественных материалах. Кроме этого художники-педагоги поделились опытом подготовки специального оснащения для работы на пленэре акварельными и масляными красками. Практический курс пленэрной практики, каждый участник "Методическиой недели" в Великом Новгороде выстраивал самостоятельно. В течение недели рано утром и вечером художники-педагоги выходили на пленэр, писали пейзажные этюды, делали многочисленные зарисовки памятников архитектуры Великого Новгорода.

За время реализации проекта "Молодёжная школа живописи" было отснято большое количество интересных занятий наставников проекта, часть которых еще не была опубликована в рамках дистанционных сессий.
Лекция наставника проекта Татьяны Константиновны Федоренко о монументальной живописи: https://youtu.be/CRgSI01bqDk.
Лекция наставника проекта Александра Алексеевича Варенцова о силуэте в графике и живописи https://youtu.be/UEq-0EDtph0.
Все видео-записи проекта можно найти на нашем канале в youtu.be https://www.youtube.com/channel/UCkc7zY34o1rEnlfeuWrh0uQ

Выставка участников проекта "Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде" открылась 8 мая и продолжит свою работу до 23 июня по адресу: город Великий Новгород, Частное учреждение "Мастерская реалистической живописи Александра Варенцова", улица Каберова-Власьевская, дом 22. вход с торца, через проходную, 3-й этаж. Телефон: 89116444342. Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 20.00.

1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде" 1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде" 1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде" 1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде" 1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде" 1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде" 1-я сессия "Молодёжной школы живописи в Великом Новгороде"

Все проекты

Контакты

г. Великий Новгород, ул. Каберова-​Власьевская, 22 (с торца)

+7 (911) 644–43-42
8 (816 2) 78-88-33

Sveta_Akifeva@mail.ru

Связаться с нами
Режим работы

ПН: выходной
ВТ-ВС: 12:00–20:00

Время проведения экскурсий: вторник-среда с 12.00 до 20.00; Четверг-пятница с 12.00 до 15.00; с 18.00-20.00; Суббота воскресенье: с 15.00 до 20.00

Цены

Стоимость экскурсионного билета – 500 рублей.
Посещение мастер-​класса детского мастер-класса – 300 рублей.
Посещение обучающего мастер-класса - 500 руб
Детям до 6 лет с родителями экскурсионное посещение– бесплатно.
Пенсионерам в первое воскресенье месяца вход – 50 рублей.