30 января 2020

Публикуем еще один текст о коллекции картин, представленных на выставке "Александр Варенцов: философия живописи", которая проходит в залах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли. Экспозиция этой «межмузейной выставки» уникальна по своему составу, она состоит из нескольких коллекций: 20 картин из мастерской Александра Алексеевича Варенцова, большая часть этих работ впервые показана широкой публике; 40 холстов из частного музейного собрания - фондов Мастерской-музея реалистической живописи А. Варенцова; 6 картин из коллекции Музея художественной культуры Новгородской земли, (всего в фондах находится 20 предметов живописи А.Варенцова 1983-2004гг) и 10 произведений из фондов новгородского Музея изобразительных искусств, (всего в фондах находится 29 предметов живописи А.Варенцова 1975- 1992гг).

Музей изобразительных искусств в Великом Новгороде был открыт в 2001г. в здании Дворянского собрания и является частью музея-заповедника (НГОМЗ). В этом месте с 2001 года располагается экспозиция «Русское искусство XVIII−XX вв.». Основная часть этой музейной коллекции была сформирована задолго до его открытия - в 1920−1930 гг. из произведений, вывезенных из дворянских усадеб, а также переданных в музей в разное время из Государственного Русского музея и Российского музейного фонда.

Часть этой коллекции, посвящённая творчеству новгородских художников второй половины XXвв. была значительно пополнена после открытия экспозиции в Дворянском собрании, к этой знаменательной дате новгородские художники передавали в дар музею свои лучшие картины. Таким подарком к открытию стали три замечательные пейзажных картины А.А.Варенцова. О них мы расскажем подробнее.
Начнём с того что эти три картины составляют живописный ансамбль, связанный единой темой, сюжетом и стилистикой. «Весеннее солнце», «Сараи», «Забытая деревня» (все 1992), их размер 65х92. Здесь удивительным образом тончайшие нюансы оттенков самых светлых и теплых («Весеннее солнце»), или холодных – («Сараи», «Забытая деревня») принадлежат к периоду качественного прорыва художника Варенцова от этюда к картине.
В пейзажах этого периода художественный образ раскрывается, прежде всего, через состояние природы. Темперамент живописца, его психологическое состояние находят отражение в сложноорганизованной структуре живописной поверхности. Картины, написанные в начале 1990-х представляют образец яркой и мощной современной живописи. Они созданы в русле традиционной пленэрной системы (это живопись с натуры на открытом воздухе), и трёхэтапной классической организации порядка живописи, то есть в целом представляют собой работы, исполненные в структуре синтетического метода.

Мотив пейзажей не замысловат: едва брезжащий рассеянный, зимний свет окутывает затерянные в заснеженном пространстве маленькие домишки. Фактура сложна и динамична, в работах «Сараи», «Забытая деревня» она «наснежена», обмерзающая на морозе вязкая масса краски выглядит как часть снежной стихии, перенесённая на холст. В «Весеннем солнце» всё оживает, композиция картины лишь незначительно изменяется, но мотив преображается до неузнаваемости. Художник выбирает для трактовки неба центрическую структуру, которую выстраивает, работая плотным мазком: вокруг сияющего солнечного диска нарастает движение сложнорозовых, желтоватых мазков, положенных сквозь голубые. Важное значение для создания образа имеют детали: например, скворечники. Они используются художником в каждой из трех работ.

Все эти картины показывают фрагмент крестьянского двора на окраине деревни. Их композиция, как время сельской жизни, монотонно растянута. И тем контрастнее, и резче читаются на этом спокойном фоне вертикали скворечников. Вокруг ощетинившихся колышков с венчающими их крохотными домиками скорлупками разворачивается мощная живописная стихия. Скворечники в картине «Сараи» окутываются небом – бурным красочным месивом экспрессивных мазков, с впрессованными в него силуэтами птиц. В картине «Забытая деревня» жёсткие, колючие, как влажный мартовский снег, мазки залепляют пространство вокруг почти падающих резких вертикалей скворечных жердин, которые как бы с трудом сопротивляются бушующей из последних сил зиме, но мягкий, слабо сияющий солнечный диск заставляет думать о скором, лучшем. Структура композиции, то есть образ, рисунок и трактовка, составляют содержание живописного метода А. Варенцова.


Все новости

Контакты

г. Великий Новгород, ул. Каберова-​Власьевская, 22 (с торца)

+7 (911) 644–43-42
8 (816 2) 78-88-33

Sveta_Akifeva@mail.ru

Связаться с нами
Режим работы

ПН: выходной
ВТ-ВС: 12:00–20:00

Время проведения экскурсий: вторник-среда с 12.00 до 20.00; Четверг-пятница с 12.00 до 15.00; с 18.00-20.00; Суббота воскресенье: с 15.00 до 20.00

Цены

Стоимость экскурсионного билета – 500 рублей.
Посещение мастер-​класса детского мастер-класса – 300 рублей.
Посещение обучающего мастер-класса - 500 руб
Детям до 6 лет с родителями экскурсионное посещение– бесплатно.
Пенсионерам в первое воскресенье месяца вход – 50 рублей.