«Практика искусствовИдения»

О проекте. Проект «Молодежная арт-смена в Великом Новгороде «Практика искусствовИдения»» посвящен изучению истории искусства в ДШИ. Художественно одаренные молодые люди на разных этапах своего взросления особенно ощущают потребность в творческой самореализации и испытывают трудности в выборе адекватных средств для выражения собственных чувств, идей и творческих замыслов. Ощущение одиночества и непреодолимой изолированности у подростков усиливается невозможностью непосредственного участия в событиях культурной жизни страны и личного опыта взаимодействия с музейными предметами и научными ресурсами, консолидированными в крупных городах. Вследствие этого, часть одаренных учащихся-подростков прерывает художественное образование, и не более 1% выпускников ДШИ связывает свою дальнейшую профессиональную деятельность с искусством. При этом преподаватели художественных отделений ДШИ, понимая проблемы своих учеников, часто затрудняются в выборе средств для своевременной психологической поддержки и в определении эффективных способов для реализации творческого потенциала каждой личности. Для них осовременивание детского художественного образования состоит в поиске новых технологий и методик работы адекватных условиям, в которых эти ДШИ существуют. В традиционной системе художественного образования уже есть потенциально эффективный предмет гуманитарного направления, способный разрешить ряд познавательных проблем и помочь становлению творческой личности – это история искусства. К сожалению, этот потенциал остается в образовательном процессе маловостребованным, по причине сложившихся стереотипных установок в преподавании этому предмету как истории, основанной на хронологии, и в отсутствии межпредметного взаимодействия с ним практических дисциплин: рисунок, живопись, скульптура, обращенных к созданию художественного образа. В то же время «очевидная» наиболее важная и полезная функция истории искусства — научить художественно одаренных молодых людей видеть и мыслить при помощи уже имеющихся в истории искусства практик творческой жизни, показать им опыт максимально возможной самореализации личности вплоть до гениальности, понимать, что уже созданные произведения искусства – это не только образец, о котором нужно знать и (или) подражать, но это пример воплощения «внутренней энергии души» другого человека, помогающий найти этические, эстетические ориентиры и нравственную опору. История искусства призвана помочь юному художнику стать автором не только «художественного образа», но и самого важного для человека проекта под названием «жизнь». Изучение истории искусства является средством уйти от ощущения изолированности от большого мира возможностей, от одиночества и нереализованности, и включиться в общий процесс общемировой художественной культуры, ощущая безграничные способы творческого выражения личности и сопричастность художественной жизни современности. При регулярных опросах учащихся и преподавателей ДШИ в рамках реализации уже проведенных и проводимых социально значимых проектов, отвечая на вопросы, связанные с ощущениями значимости, эффективности, увлекательности изучения истории искусства: порядка 90% учащихся выражали свою незаинтересованность и отмечали «занудность» предмета, а преподаватели (более 80%) неудовлетворенность лекционной подачей предмета, необходимость длительного конспектирования во время занятия, обеспокоенность отсутствием межпредметных связей (истории искусства с всеобщей истории и т.п.), препятствующих понимаю процессов, происходящих в искусстве разных эпох. Современные ученые-педагоги Б. М. Неменский, О. И. Радомская, Е.А. Ротмирова и др. и психологи Юсов Б. П, А. А. Мелик-Пошаев и др. пишут о необходимости и эффективности использования активных методов и форм особенно в практике обучения одаренных молодых людей 13-17 лет. К сожалению, процесс внедрения успешных современных педагогических технологий в практику преподавания истории искусства в ДШИ малых городов и сельской местности происходит медленно. В данное время в ДШИ регионов проекта работают порядка 500 квалифицированных преподавателей-художников, которые нуждаются в обновлении методических ресурсов материального и интеллектуального характера. Сегодня проблемы ДШИ обсуждаются и решаются на уровне Президента РФ. В рамках национального проекта «Культура» постепенно улучшается материальная база региональных ДШИ. В конце 2020 года на заседании Совета при президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а также на встрече Президента РФ с Министром культуры Ольгой Любимовой обсуждались проблемы ДШИ, связанные с качеством и условиями образования (http://www.kremlin.ru/events/president/news/64288, http://www.kremlin.ru/events/president/news/64558 ).

Цель данного проекта: разработать и апробировать комплекс интегрированных занятий по истории искусства, основанный на активных методах и формах обучения, для художественных отделений Детских школ искусств, расположенных в малых городах и сельской местности.

Проект реализуется в Великом Новгороде при поддержке Фонда президентских грантов с июля 2021 по сентябрь 2022.