Профессия — художественные ремёсла

Профессия художник-мастер или специалист по декоративно-прикладному искусству более востребована на рынке труда, нежели потому, что сфера их деятельности охватывает практически все виды искусства и является многофункциональной.  

Специалист найдёт художественное решение для каждой поставленной перед ним задачи, создаст любой предмет декоративно–прикладного искусства по образцу. Также, учитывая эстетические потребности и вкусы заказчика, разработает индивидуальный эскиз и воплотит его в жизнь. В общем, мастер на все руки. Разработка проектов и изготовление изделий декоративно–прикладного искусства творческий и требующий терпения процесс. Профессионал должен знать особенности традиционного народного творчества, современные методы проектирования изделий, уметь использовать все виды декоративно–прикладного искусства и уместно переплетать их между собой, создавая произведения искусства. 

Вязание, резьба по дереву (камню, кости), работа со стеклом, бисероплетение, макраме, художественная роспись и другие виды работ, связанные с ловкостью рук и художественным воображением, ожидают любителей рукоделия. Нетрадиционный взгляд на вещи, полёт фантазии, терпеливость и стремление к созданию чего-либо редкостного и изысканного обеспечат успех в этой профессии. 

Декоративно-прикладное искусство – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. 
  
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней. 
  
Например, художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) изготавливает изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. 
   
Тип и класс профессии 
     Профессия «художник декоративно-прикладного искусства относится к типу: «Человек – Художественный образ», так как связана с художественным творчеством, с художественно-творческим исследованием и художественными экспериментами. Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, художественной интуиции и воображения, высокоразвитого эстетического вкуса, а также стремления к развитию и постоянному профессиональному росту. 
Профессия «художник декоративно-прикладного искусства» относится к классу «эвристических», она связана с анализом, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений. Эта профессия требует высокой эрудиции, независимого оригинального мышления, стремления к развитию и постоянному обучению. 
  
  
Содержание деятельности 
 Видами профессиональной деятельности художника-прикладника являются художественная, проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая. 
В профессиональную деятельность специалиста входят следующие задачи: 
·      владение художественными методами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; 
·      выполнение поисковых эскизов, композиционных решений; 
·      создание художественного образа; 
·      владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики; 
·      способность понимать принципы создания проекта предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; 
·      обладание знаниями и реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; 
·      выполнение изделий в материале; 
·      знакомство с технологическими процессами ручного и промышленного изготовления продукции; 
·      знакомство с управленческими функциями в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; 
·      готовность пользоваться нормативными документами на практике; 
·      ориентированность на преподавательскую работу в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способность планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия. 
  
Требования к знаниям и умениям специалиста 
 Квалифицированный художник декоративно-прикладного искусства (должен знать: 
·      существующие виды и направления дизайна и декоративно-прикладной деятельности, структуру производства и особенности технологического процесса в сфере дизайна и декоративно-прикладного искусства; 
·      теоретические основы и методы проектирования в художественной росписи, в промышленном и других видах современного декоративного искусства; 
·      пластические и конструктивные свойства материалов, применяемых в декоративном искусстве, возможности их обработки; 
·      виды художественных материалов; терминологию художника-прикладника. 
Квалифицированный художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) должен уметь: 
·      креативно мыслить, искать и находить оригинальные, нестандартные решения; 
·      грамотно строить проектную работу от идеи до воплощения; 
·      проектировать все основные виды декоративной продукции; 
·      профессионально выполнять проект на всех стадиях: рисовать эскизы, делать макет, разрабатывать цветовое решение, создавать изделие ДПИ; 
·      применять в процессе проектирования современные технологии (компьютерные, фотосъёмку и др.) 
·      работать в группе, выполняя комплексные проектные задачи; 
·      обосновывать, отстаивать и защищать проект 
·      владеть техническими приёмами разработки проектного решения и исполнительским мастерством; 
·      владеть техникой исполнения и обработки художественных материалов; 
·      владеть компьютерными технологиями. 
Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) должен обладать следующими профессиональными компетенциями: 
·      владеет профессиональными навыками рисунка и умеет использовать их в практике разработки композиции, проектировании объекта; 
·      обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи; 
·      владеет необходимыми профессиональными навыками скульптора; 
·      владеет современной шрифтовой культурой; 
·      владеет приемами работы в макетировании и моделировании; 
·      знает законы и принципы цветоведения, цветовой композиции; 
·      способен разработать концепцию, определить цель, определить содержание, организовать проектную работу; 
·      способен к творческому поиску, синтезу различных подходов к выполнению проекта; 
·      готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; 
·      готов к созданию комплексных функциональных и композиционных решений; 
·      обладает знаниями и конкретными представлениями об основах художественно-промышленного производства; 
·      знаком с основными экономическими расчетами художественного проекта; 
·      способен к работе в коллективе, постановке профессиональных задач и принятию мер по их решению, способен нести ответственность за качество продукции; 
·      разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, связанных с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами; 
·      способен к ведению деловых профессиональных переговоров и деловой переписки; 
·      знаком с нормативно-правовой базой художественно-промышленной отрасли; 
·      ориентирован на педагогическую работу по соответствующему профилю подготовки в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования. 
  
Требования к индивидуальным особенностям специалиста 
     Для успешной деятельности художнику декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) необходимо обладать следующими профессионально- важными качествами: 
·      коммуникабельность; 
·      высокая нормативность поведения; 
·      высокий уровень самоконтроля; 
·      внимательность; 
·      наблюдательность; 
·      аккуратность; 
·      ответственность; 
·      организованность; 
·      склонность к работе с различными художественными материалами; 
·      склонность к работе в сфере искусства и общения; 
·      склонность к сервисной работе; 
·      склонность к работе с большим объемом информации; 
·      высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость; 
·      аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; 
·      предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; 
·      стратегическое мышление; 
·      оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления; 
·      максимально развитые художественные способности; 
·      способность работать в напряженных условиях; 
·      умение работать в условиях ненормированного графика. 
  
Условия труда 
    Художник декоративно-прикладного искусства может работать в художественной мастерской, в специализированных классах (учреждениях образования) и т.д.. Также специалист может работать «на выездах» (выполнять индивидуальные заказы) или быть «свободным художником» (заниматься индивидуальным предпринимательством). 
Художник декоративно-прикладного искусства может организовывать и участвовать в выездных мероприятиях: пленэрах, выставках, мастер-классах и др. (связанных с длительными выездами и командировками). 
  
Медицинские противопоказания 
 Медицинские ограничения для художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика): 
·       некорректируемое снижение остроты зрения; 
·       нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения; 
·       дрожание рук; 
·       вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; 
·       расстройства координации движений. 
  
  
Базовое образование 
     Профессия художника декоративно-прикладного искусства требует получения высшего художественного образования в профильном образовательном учреждении, либо в гуманитарном высшем учебном заведении на факультете искусств, осуществляющем подготовку специалистов по направлению «декоративно-прикладное искусство».  
Пути получения профессии 
Высшие и средне-специальные учебные заведения 
 
  
Перспективы карьерного роста 
    В профессии художника у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений. 
Со временем художник декоративно-прикладного искусства нарабатывает знания и навыки в выбранной области и обретает опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Также, художник ДПИ может осваивать смежные профессии по художественной обработке других материалов, специализироваться в смежных профессиях (дизайн среды, дизайн костюма, компьютерный дизайн, графический дизайн и др.) 
  
       Научная карьера 
Занимаясь художественной практикой, можно параллельно заниматься научно-исследовательской работой, проходить стажировки в специализированных вузах; может получить ученую степень кандидата, доктора наук, ученое звание доцента, профессора. 
      Управленческое карьерное развитие 
Отдельные художники со временем начинают руководить структурными подразделениями в различных учреждения и предприятиях, становятся руководителями сферой художественного или педагогического профиля на городском, региональном и федеральном уровнях. 
        Организация собственного дела: 
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, авторскими разработками в области декоративно-прикладного искусства имеющий определенный круг знакомых художников и клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную мастерскую, выставочный зал-галерею, учреждение по дополнительному образованию населения). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта. 

Источник: https://trud.krskstate.ru/