Профессия — художественные ремёсла
Профессия художник-мастер или специалист по декоративно-прикладному искусству более востребована на рынке труда, нежели потому, что сфера их деятельности охватывает практически все виды искусства и является многофункциональной.
Специалист найдёт художественное решение для каждой поставленной перед ним задачи, создаст любой предмет декоративно–прикладного искусства по образцу. Также, учитывая эстетические потребности и вкусы заказчика, разработает индивидуальный эскиз и воплотит его в жизнь. В общем, мастер на все руки. Разработка проектов и изготовление изделий декоративно–прикладного искусства творческий и требующий терпения процесс. Профессионал должен знать особенности традиционного народного творчества, современные методы проектирования изделий, уметь использовать все виды декоративно–прикладного искусства и уместно переплетать их между собой, создавая произведения искусства.
Вязание, резьба по дереву (камню, кости), работа со стеклом, бисероплетение, макраме, художественная роспись и другие виды работ, связанные с ловкостью рук и художественным воображением, ожидают любителей рукоделия. Нетрадиционный взгляд на вещи, полёт фантазии, терпеливость и стремление к созданию чего-либо редкостного и изысканного обеспечат успех в этой профессии.
Декоративно-прикладное искусство – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
Например, художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) изготавливает изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Тип и класс профессии
Профессия «художник декоративно-прикладного искусства относится к типу: «Человек – Художественный образ», так как связана с художественным творчеством, с художественно-творческим исследованием и художественными экспериментами. Данная профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, художественной интуиции и воображения, высокоразвитого эстетического вкуса, а также стремления к развитию и постоянному профессиональному росту.
Профессия «художник декоративно-прикладного искусства» относится к классу «эвристических», она связана с анализом, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений. Эта профессия требует высокой эрудиции, независимого оригинального мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Видами профессиональной деятельности художника-прикладника являются художественная, проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая.
В профессиональную деятельность специалиста входят следующие задачи:
· владение художественными методами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
· выполнение поисковых эскизов, композиционных решений;
· создание художественного образа;
· владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики;
· способность понимать принципы создания проекта предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
· обладание знаниями и реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
· выполнение изделий в материале;
· знакомство с технологическими процессами ручного и промышленного изготовления продукции;
· знакомство с управленческими функциями в учреждениях, организациях, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
· готовность пользоваться нормативными документами на практике;
· ориентированность на преподавательскую работу в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способность планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, самостоятельно читать лекции или проводить практические занятия.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный художник декоративно-прикладного искусства (должен знать:
· существующие виды и направления дизайна и декоративно-прикладной деятельности, структуру производства и особенности технологического процесса в сфере дизайна и декоративно-прикладного искусства;
· теоретические основы и методы проектирования в художественной росписи, в промышленном и других видах современного декоративного искусства;
· пластические и конструктивные свойства материалов, применяемых в декоративном искусстве, возможности их обработки;
· виды художественных материалов; терминологию художника-прикладника.
Квалифицированный художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) должен уметь:
· креативно мыслить, искать и находить оригинальные, нестандартные решения;
· грамотно строить проектную работу от идеи до воплощения;
· проектировать все основные виды декоративной продукции;
· профессионально выполнять проект на всех стадиях: рисовать эскизы, делать макет, разрабатывать цветовое решение, создавать изделие ДПИ;
· применять в процессе проектирования современные технологии (компьютерные, фотосъёмку и др.)
· работать в группе, выполняя комплексные проектные задачи;
· обосновывать, отстаивать и защищать проект
· владеть техническими приёмами разработки проектного решения и исполнительским мастерством;
· владеть техникой исполнения и обработки художественных материалов;
· владеть компьютерными технологиями.
Художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
· владеет профессиональными навыками рисунка и умеет использовать их в практике разработки композиции, проектировании объекта;
· обладает навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи;
· владеет необходимыми профессиональными навыками скульптора;
· владеет современной шрифтовой культурой;
· владеет приемами работы в макетировании и моделировании;
· знает законы и принципы цветоведения, цветовой композиции;
· способен разработать концепцию, определить цель, определить содержание, организовать проектную работу;
· способен к творческому поиску, синтезу различных подходов к выполнению проекта;
· готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам;
· готов к созданию комплексных функциональных и композиционных решений;
· обладает знаниями и конкретными представлениями об основах художественно-промышленного производства;
· знаком с основными экономическими расчетами художественного проекта;
· способен к работе в коллективе, постановке профессиональных задач и принятию мер по их решению, способен нести ответственность за качество продукции;
· разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, связанных с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами;
· способен к ведению деловых профессиональных переговоров и деловой переписки;
· знаком с нормативно-правовой базой художественно-промышленной отрасли;
· ориентирован на педагогическую работу по соответствующему профилю подготовки в общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности художнику декоративно-прикладного искусства (художественная керамика) необходимо обладать следующими профессионально- важными качествами:
· коммуникабельность;
· высокая нормативность поведения;
· высокий уровень самоконтроля;
· внимательность;
· наблюдательность;
· аккуратность;
· ответственность;
· организованность;
· склонность к работе с различными художественными материалами;
· склонность к работе в сфере искусства и общения;
· склонность к сервисной работе;
· склонность к работе с большим объемом информации;
· высокий уровень развития таких свойств внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость;
· аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
· предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
· стратегическое мышление;
· оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
· максимально развитые художественные способности;
· способность работать в напряженных условиях;
· умение работать в условиях ненормированного графика.
Условия труда
Художник декоративно-прикладного искусства может работать в художественной мастерской, в специализированных классах (учреждениях образования) и т.д.. Также специалист может работать «на выездах» (выполнять индивидуальные заказы) или быть «свободным художником» (заниматься индивидуальным предпринимательством).
Художник декоративно-прикладного искусства может организовывать и участвовать в выездных мероприятиях: пленэрах, выставках, мастер-классах и др. (связанных с длительными выездами и командировками).
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для художника декоративно-прикладного искусства (художественная керамика):
· некорректируемое снижение остроты зрения;
· нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
· дрожание рук;
· вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
· расстройства координации движений.
Базовое образование
Профессия художника декоративно-прикладного искусства требует получения высшего художественного образования в профильном образовательном учреждении, либо в гуманитарном высшем учебном заведении на факультете искусств, осуществляющем подготовку специалистов по направлению «декоративно-прикладное искусство».
Пути получения профессии
Высшие и средне-специальные учебные заведения
Перспективы карьерного роста
В профессии художника у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Со временем художник декоративно-прикладного искусства нарабатывает знания и навыки в выбранной области и обретает опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Также, художник ДПИ может осваивать смежные профессии по художественной обработке других материалов, специализироваться в смежных профессиях (дизайн среды, дизайн костюма, компьютерный дизайн, графический дизайн и др.)
Научная карьера
Занимаясь художественной практикой, можно параллельно заниматься научно-исследовательской работой, проходить стажировки в специализированных вузах; может получить ученую степень кандидата, доктора наук, ученое звание доцента, профессора.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные художники со временем начинают руководить структурными подразделениями в различных учреждения и предприятиях, становятся руководителями сферой художественного или педагогического профиля на городском, региональном и федеральном уровнях.
Организация собственного дела:
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, авторскими разработками в области декоративно-прикладного искусства имеющий определенный круг знакомых художников и клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную мастерскую, выставочный зал-галерею, учреждение по дополнительному образованию населения). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.
Источник: https://trud.krskstate.ru/