Профессия — реставратор

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).  

Направления:  

Художник-реставратор. Многие замечательные произведения живописи демонстрируются в выставочных залах музеев благодаря искусству художника-реставратора. В функции реставратора входит не только восстановление почти погибших картин, но и умелое и бережное их хранение и профилактические работы по их сохранению, и правильная их упаковка и перевозка, и многие другие операции. Все это требует от художника-реставратора самых разнообразных знаний и умений. Художник-реставратор должен знать основные этапы развития изобразительного искусства, материалы и технические особенности исполнения масляной (темперной) живописи, знать свойства основных материалов, применяемых в реставрационных работах, способы их приготовления, иметь понятия об исследованиях в разных лучах спектра, а также знать физико-химические методы анализа. Реставратор должен уметь вести профилактический осмотр произведений масляной и темперной живописи, проводить основные технико-технологические исследования; проводить упаковочные работы, связанные с транспортировкой экспонатов и их перемещением, уметь проводить консервационные работы, проводить дезинфекцию, профилактические мероприятия: протяжка холста колками, удаление пылевого загрязнения, снятие картины со старого и натяжка на новый подрамник, заделку прорывов холста, покрытие картин лаком и многие другие операции. 

  — Реставратор тканей, гобеленов и ковров выполняет работы по восстановлению, обработке и сохранению тканей, гобеленов и ковров. В зависимости от разряда реставратор тканей, гобеленов и ковров может выполнять простые или более сложные работы: реставрация и консервация тканей, гобеленов и ковров с выполнением простых работ. Восстановление несложных рисунков народных вышивок на тканях, в заправках которых не использовался спускной ремиз с хорошей сохранностью образца или аналога. Восстановление и укрепление несложного рисунка шитья на тканях и гобеленах. Комбинирование и дублирование ткани и кружев иглой и клеем. Восстановление различных рисунков шитья и украшений народных вышивок. Воссоздание тканей, гобеленов и ковров ручной выработки с восстановлением первоначального рисунка, плотности и цветовой гаммы по образцам, реконструкция их рисунка. Подбор и крашение пряжи. Раскрытие тканей гобеленов и ковров от сложных позднейших наслоений и записей клеевыми, масляными и другими красками. Реставрация и консервация тканей и гобеленов, включая уникальные и археологические экспонаты, с выполнением особо сложных работ. Воссоздание тканей и гобеленов по истлевшим образцам, аналогичным видам и рисункам с подбором натуральных нитей и красителей. 

 — Архитектор-реставратор занимается восстанавлением памятников архитектуры: изучает архивные материалы, составляет проект, воссоздающий общий вид здания; принимает участие в самих реставрационных работах; участвует в решении вопроса об использовании отреставрированного здания. 

 — Реставратор памятников деревянного зодчества в реставрационных мастерских реставрирует и консервирует конструктивные элементы памятников деревянного зодчества с выполнением плотничных и столярных работ различной сложности. Подтесывает бревна у косяков дверей и окон в интерьере народных и древних построек, вытесывает шипы и пазы безгвоздевых конструкций, дверных и оконных проемов. Производит пропиловочную и плоскостную геометрическую резьбу по сохранившимся образцам. Устанавливает опалубку куполов, сводов, арок деревянных сооружений по чертежам и устанавливает их на место. Разбирает, маркирует, перевозит и устанавливает избы, ветряные мельницы, оборонительные сооружения, церкви, часовни и другие деревянные сооружения. Рабочее место: в помещении и на открытом воздухе. Режим труда: ненормированный. Профессиональные вредности: древесная пыль, климатические воздействия, связанные с работой на открытом воздухе. 

Реставратор памятников каменного зодчества занимается реставрацией и консервацией конструкций здания и его элементов и деталей. В зависимости от разряда в его обязанности входит. Реставрация и консервация кирпичных, каменных конструкций здания, профилированных резных гладких деталей из камня и ганча. Разборка вручную разрушенной или пришедшей в ветхость части кирпичной или каменной кладки, каменных блоков профилированных и с резьбой, на отдельные камни с осторожностью, очистка камня или кирпича от раствора и мусора, маркировка разбираемых элементов. Гидроизоляция фундамента с выравниванием поверхности раствором, расчисткой швов и заделкой их мастикой. Забутовка пространства между лицом и массивом кладки. Рядовая кладка участков стены, столбов.  Укрепление расслоившейся кладки, профилированных каменных блоков армированием и инъекцированием связующими растворами, зачеканкой швов. Реставрация и консервация кирпичной и каменной кладки фундамента, стен, прямоугольных столбов, полов, площадок и ступеней, с выстилкой в елку, диагональными или прямыми рядами, с соблюдением правильности рядов по шнуру и ватерпасу, и профилированных резных деталей геометрического орнамента из камня и ганча. Кладка фундамента поочередно участками с оставлением штраб для перевязки с отдельными сохранившимися частями. Подводка и усиление фундамента в малодоступных для работы условиях. Разборка и вырубка ветхих участков с осторожностью, обеспечивающей сохранность не разбираемой кладки со штраблением. Реставрация и консервация поручней, балясин из каменных плит с неокантованными кромками с вырубкой старых и установкой новых камней на раствор и пирон. Кладка арок, сводов стрельчатых, коробковых, с распалубками, крестовых, полуциркульных. 

Реставратор произведений из дерева это рабочий, который выполняет тщательное всестороннее натурное исследование объекта реставрации (осмотр, описание), историко-архивные исследования, в ходе которых выясняется его первоначальный внешний вид, химические, физические, биологические исследования, установление причин и характера разрушений, разработку методики и проведение реставрации, подбор необходимых материалов, документация хода реставрационных работ (дневники, фото-, видеосъемки). В зависимости от разряда реставратор произведений из дерева может выполнять простые или более сложные работы. Реставрация и консервация произведений из дерева с выполнением простых работ. Удаление слоя отделочного лака с мебели, старых реставрационных заделок, мастиковок. Дезинфекция и дезинсекция предметов, пораженных плесневыми грибками, водорослями, насекомыми. Устранение несквозных трещин и вмятин. Шлифование ровных поверхностей мебели. Покрытие воском и лаком. Удаление окрашенных и жировых пятен. Сборка и склеивание сохранившихся фрагментов скульптуры и резных рельефов, разбитых на небольшое количество деталей, разборка предметов мебели на элементы с зачисткой мест сопряжений и креплений, установление недостающих фрагментов декоративно-орнаментальной, плоской резьбы. Изготовление плоской резьбы и отдельных частей конструкций. Крепление, вязка в предметах мебели и художественного паркета. Приготовление мастик, клея по разработанной рецептуре. 

Реставрация и консервация произведений из дерева с выполнением сложных работ. Укрепление произведений с обгоревшими деталями, со значительными утратами, деформацией плоскостей и деструкции материала. Подбор материала при реставрации. Удаление стойких загрязнений, остатков поздних обновлений. Изготовление недостающих фрагментов произведений из дерева в материале подлинника. Реконструкция произведений по утвержденному аналогу, рисункам, фотографиям. Демонтаж, монтаж и склеивание произведений, разбитых на большое количество фрагментов. Подбор и нанесение защитных покрытий. Дополнение утрат сложной ажурной резьбы. Воссоздание миниатюрных произведений из твердых пород дерева, орнаментованной резьбы, маркетри, интарсии, предметов с инкрустацией, наборных паркетов из различных пород древесины с растительным орнаментом. Реставрация и консервация произведений из дерева с выполнением особо сложных работ, в том числе уникальных. Реставрация и консервация произведений из дерева, предельно ветхих по своему состоянию, с химико-физической деструкцией поверхностного слоя и основы, мест сопряжения и клеевой массы. Инкрустация, протезирование, левкашение и другие аналогичные по сложности работы. Воссоздание и реконструкция предметов мебели и паркета различных эпох и стилей, произведений декоративно-прикладного искусства, имеющих отделку из различных материалов, позолоту, с резьбой, на основании различных документов, чертежей, эскизов и лабораторных исследований. 

Особенности профессии реставратор 

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота. 

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал. 

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение). Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.). А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др. 

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора. 

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования. 

Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не  влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами. 

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию.  При этом он чётко будет видеть следы утрат. 

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая.  Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода. 

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие. 

Рабочее место 

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией. 

Важные качества 

Трепетное отношение к памятникам ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание. 

Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник. 

Знания и навыки 

Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает. Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники. 

Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции. Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык. 

Экзамены: ЕГЭ Русский язык, Литература 

Дополнительные испытания: Рисунок, Живопись. Возможно: Композиция, Задания по копированию, Собеседование