Профессия — скульптор

Художник – скульптор —  мастер, изготовляющий объемные художественные произведения из дерева, металла, гипса и т.д. Основные способы: резьба, высекание, лепка, литье.
 Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Главные жанры скульптуры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.
Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости — барельеф и горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
Художник — скульптор — профессия сложная. Процесс создания произведения, как правило, долгий. Он состоит из большого количества этапов. Это требует значительных физических и материальных затрат.
 
Тип и класс профессии
Профессия художник – скульптор относится к типу «Человек – художественный образ», к классу эвристических (творческих) профессий, так как ориентирована на работу, связанную с созданием и проектированием художественных образов.
 
Содержание деятельности
Специалист Художник-скульптор должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
1.                  В области художественно-творческой деятельности:
· наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области скульптуры, монументального искусства (на различных объектах деятельности);
· работа на высоком профессиональном уровне при создании авторских художественных произведений в области скульптуры;
· работа во взаимодействии с работодателями, заказчиками, соавторами, исполнителями в пространстве решения единых задач и единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности;
2.      В области педагогической деятельности:
· преподавание основ изобразительного искусства, скульптуры и смежных с ними вспомогательных дисциплин в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, дополнительного образования, в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки;
· осуществлять функции современного квалифицированного педагога — наставника, на высоком педагогическом и научно-методическом уровне вести процесс обучения и воспитания личности обучающегося различным дисциплинам и видам творчества в области изобразительного искусства;
· планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, проектировать, разрабатывать и реализовывать типовые мероприятия, внедрять авторские, инновационные технологии обучения и воспитания;
· формировать у обучающихся профессиональные умения, навыки, компетенции;
· формировать систему контроля качества образования обучающихся, опираясь, в том числе, на авторские подходы и методики в соответствии с современными требованиями развития изобразительного искусства;
3.      В области художественно-просветительской деятельности:
· формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность;
· проводить экскурсии, выступать с общедоступными лекциями, сообщениями, готовить выставки, экспозиции, проводить информационно-консультативные мероприятия;
· способствовать накоплению, сохранению и приумножению научных, образовательных, культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции изобразительного искусства и скульптуры;
· реализовывать совместно с профессиональным сообществом виртуально распределенные формы и технологии художественно-эстетического обучения, стажировки и иные образовательные профессионально ориентированные (научные, учебные, творческие) программы с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникаций;
· содействовать формированию общемирового научного, образовательного и культурно-просветительского пространства, вмещающего в себя все многообразие культурно-образовательного, национального ареала современных достижений художественной практики.
 
 
Требования к знаниям и умениям специалиста
Художник-скульптор должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
1.      в области художественно-творческой деятельности:
· способностью демонстрировать свободное владение выразительными средствами в области изобразительного искусства и скульптуры (рисунок, лепка, графика), способностью свободно владеть техниками и технологиями в области скульптуры (станковой, монументальной, декоративной скульптуры и мелкой пластики), проявлять креативность композиционного мышления;
· способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного искусства и скульптуры, используя умение собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, образное мышление и умение выражать свой творческий замысел изобразительными средствами;
· способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи с другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов;
· способностью использовать знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры, знанием истории создания и художественных особенностей выдающихся произведений мировой и отечественной скульптуры, архитектуры, живописи, графики, процессов формирования и исторического развития основных стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в области искусства;
· способностью использовать на практике знания художественных стилей скульптуры, принципов взаимодействия ландшафтного и архитектурного пространства и скульптуры  и др.;
 
2.      в области научно-исследовательской деятельности:
· способностью пользоваться архивными материалами и другими источниками при создании образного строя станковой скульптуры или монументального ансамбля, при изучении образцов и копировании произведений скульптуры;
· способностью к работе с научной и искусствоведческой литературой, способностью к использованию профессиональных понятий и терминологии;
· способностью знать методику и выполнять работы по переводу эскиза или масштабной модели скульптуры в размер оригинала, использовать на практике знания основных методик перевода скульптуры в твердые материалы и технику проведения реставрационных работ произведений скульптуры;
· знанием выдающихся произведений мировой и отечественной литературы, музыки, театра, кино и телевидения, способностью провести профессиональный и аргументированный анализ их художественных особенностей;
· способностью к профессиональному анализу произведений изобразительного искусства, музыки, архитектуры, литературы, театра и кино;
· знанием исторических и современных технологических процессов при создании авторских произведений в области скульптуры и искусства, проведении исследовательских, экспертных и реставрационных работ в соответствующих видах деятельности и др.;
 
3.      в области педагогической деятельности:
· способностью преподавать основы рисунка и скульптуры и смежные с ними вспомогательные дисциплины в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, а также в рамках образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов данного направления;
· способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и/или практическим дисциплинам в области изобразительного искусства и скульптуры, используя психолого-педагогические и методические основы научной теории и художественной практики;
· способностью обучить учащихся практическому владению техниками, технологиями и материалами, применяемыми в творчестве художника-скульптора;
· способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного искусства и скульптуры, нести ответственность за их эффективную реализацию в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, формировать систему контроля качества образования; развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения и др.;
 
Требования к индивидуальным особенностям специалиста

  • художественные способности;
  • кинестетическая память (память на движения);
  • образная память;
  • оперативная память;
  • память на образы предметного мира;
  • эмоциональная память;
  • хорошая координация движений обеих рук;
  • хорошая координация работы кистей рук и пальцев;
  • твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
  • переносимость статических физических нагрузок;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой;
  • способность к абстрагированию;
  • тактильные способности;
  • умение импровизировать;
  • умение предвидеть результат.

 
Условия труда
Рабочий день художника — скульптора часто ассоциируется с максимальной свободой. Существует даже выражение «свободный художник» его применяют не только к представителям этой профессии, но ко всем тем, кто может позволить себе не придерживаться расписания, а трудиться по вдохновению, когда и как душе угодно. Действительно, некоторые художники — скульпторы так и живут: творят в студии или дома, на природе или на улице. Их рабочий день может проходить за компьютером или за столом, на строительных лесах, стоя или сидя, а иногда даже лежа! Трудиться можно на заказ, разыскивая клиентов и/или каналы сбыта своих произведений самостоятельно, или в различных компаниях. Свободные художники имеют возможность сдавать свои работы в различные галереи и магазины. Те специалисты, которые работают, например, в дизайнерских фирмах, на фабриках народных промыслов должны придерживаться графика, который может быть свободным или по сменам. Даже если художник — скульптор творит в свободном режиме, заказчики часто устанавливают определенные сроки, в которые нужно укладываться исполнителю.
 
Медицинские противопоказания

  • нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • дрожание рук;
  • заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей;
  • аллергии;
  • кожные заболевания.

 
Базовое образование
Профессия «Художник-скульптор» требует получения высшего образования

Пути получения профессии
Получить профессию «Художник-скульптор» можно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный институт искусств»

Области применения профессии
Художник-скульптор может работать:

  • музеи;
  • реставрационные мастерские;
  •  художественные галереи;
  •  выставочные залы;
  • образовательные учреждения и др.

 
Перспективы карьерного роста
Спрос на рынке труда не очень большой. Более востребованы специалисты по декоративно-прикладному искусству, художники-оформители. Уровень доходов может быть очень разным: многие художники — скульпторы почти бедствуют, однако некоторые становятся и весьма состоятельными людьми. В среднем, у тех, кто занят на постоянной работе, зарплата несколько ниже среднего дохода в промышленности; про тех же, кто живет с гонораров и средств от продажи своих произведений, сказать что-либо определенное трудно, их доходы практически непредсказуемы. Однако настоящие произведения искусства всегда ценятся, и с появлением имени стоимость работ художника сильно возрастает. К некоторым художникам заказчики стоят в очереди годами, а их работы стоят баснословных денег. Также есть перспектива открыть собственный художественный салон, студию.

Источник: https://trud.krskstate.ru/professiograms/detail/368597ae-18f7-4eae-861e-f1b6513c0efe