Профориентация 11 класс

Особенности профессиональной ориентации одиннадцатиклассников в школе искусств.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation  – установка) – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о профессии: её психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда. Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна.

Особенность именно этого этапа профориентации заключается в том, что ребята уже в основном определились с предпочтениями в выборе будущей профессии. Теперь они выбирают учебное заведение и готовятся к поступлению в него.

Основные направления профориентационной работы с выпускниками в ДШИ.

Основными направлениями профориентационной работы с выпускниками в школе являются:

  • Профессиональная информация;
  • Профессиональное воспитание;
  • Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о системе учебных заведений и об особенностях вступительных испытаний. В информировании студентов педагогам помогают и сами ВУЗы организовывая презентации, экскурсии и дни открытых дверей.

Профессиональное воспитание. Акцент педагогической работы по профессиональному воспитанию, на этом этапе, падает на стимулирование саморазвития и самоподготовки к творческим испытаниям и к поступлению.

Профессиональное консультирование помогает выбрать учреждение для обучения. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.

Цель и задачи.  

Цель профориентации выпускников: 

Создание условий эффективного обучения и развития одиннадцатиклассников для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства.

Задачи:

  1. Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации.
  2. Оказание выпускнику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущего учебного заведения.
  3. Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников.                  

Педагоги выдели основные трудности, с которыми из года в год сталкиваются их ученики при поступлении в ВУЗы.

  1. В ДШИ ребят готовят к вступительным экзаменам, заранее знакомя их с правилами творческих испытаний, но иногда ВУЗы меняют эти правила. Встреча с подобной неожиданностью может выбить ребенка из рабочего состояния. Причиной подобной неудачи чаще всего становится отсутствие гибкости мышления у абитуриента, косность установок, их инертность.
  2. Иногда абитуриенты не правильно понимают задание на вступительном испытании. Причину этой ошибки педагоги видят в рассеянности, связанной с эмоциональным состоянием (с волнением, захлестнувшим на первых минутках экзамена), либо с особенностью творческих людей увлекаться захлестнувшими их образами (не дослушав задания, ребята идут за своим воображением, за начавшимся у них творческим процессом, и окончание инструкции остается за пределами поля их внимания).
  3. При отсутствии поддержки со стороны родных, некоторые абитуриенты проявляют нерешительность, инфантильность, незрелость. Плохо ориентируясь в ситуации, они не правильно оформляют документы, не доносят их до приемной комиссии, не соблюдают установленные сроки, не владеют необходимой информацией и пр., что приводит к не поступлению в ВУЗ.
  4. Экзамен – это всегда стресс. У некоторых ребят стрессовая ситуация вызывала панику, с которой они не смогли совладать.
  5. У части абитуриентов есть коммуникативные проблемы. Ребята не имеют навыков общения, необходимых для того, что бы произвести благоприятное впечатление, правильно донести свою мысль до собеседника, либо верно понять его.

 После обсуждения этих сложностей, педагоги выработали систему мер, необходимых для их предотвращения:

  1. Это, прежде всего презентации ВУЗов в школе и посещение Дней открытых дверей, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей среднего звена в жюри школьных, городских конкурсов, педагогическая практика студентов училищ и ВУЗов, родительские собрания учащихся старших классов с приглашением преподавателей ВУЗов и училищ. Эти меры снимут тревогу перед неизвестностью, снизят эмоциональную нагрузку и риск возникновения паники на экзамене. Кроме того, с помощью этих мер решается проблема нерешительности и несамостоятельности некоторых учеников. Следует объяснить родителям, что вступительные экзамены не самое подходящее время для того, что бы исправлять этот недостаток воспитания. Если ученик до сих пор пользовался опекой родителей в важных вопросах, то им следует сопроводить его на этапе поступления в ВУЗ и помочь разобраться в тонкостях правильного оформления документов. К сожалению, есть талантливые ученики, чьи родители (в силу разных причин) не в состоянии помочь им в этом вопросе. Бывает, что сам педагог, принимая искренне участие в судьбе такого ученика, берет на себя эту родительскую функцию.
  2. Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются также различные олимпиады при ВУЗах (победителей которых берут в ВУЗ вне конкурса) и подкурсы  в ВУЗах, на которых выпускники ДШИ имеют возможность пообщаться с преподавателями, поучиться у них,  освоиться в ВУЗе. К слову, сами ребята, участвовавшие в сессии, именно подобные мероприятия оценили как самые эффективные и желаемые способы профилактики излишнего волнения на вступительных экзаменах.
  3. Информационная работа в школе, посвященная ВУЗам и вступительным испытаниям. Сводная таблица основных направлений художественных специальностей и особенностей вступительных экзаменов к ним,  составленная по итогам сессии, приводится в документе ниже.
  4. Работа с педагогами школы. Необходимо проводить педсоветы, производственные совещания  с приглашением специалистов службы занятости, управления культуры. Педагогам поможет проведение методических советов, семинаров с рассмотрением вопросов методики профориентацнонной работы, обменом опыта ее проведения.
  5. Работа с родителями. От родителей зависит многое.   Необходимо:
  6. организовать для родителей встречи с преподавателями ВУЗов и училищ;
  7. проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися.
  8. В работу с одиннодцатиклассниками стоит внести следующие элементы:
  9. Разноплановость заданий, как профилактика косности установок и условие формирования гибкости мышления. Разнообразить стоит и сами задания и форму их предъявления (например выдать задание в письменной форме).
  10. Использовать активные методы обучения (методы в которых знание дается не в готовом виде, а добывается самим учеником). Дело в том, что в таких заданиях тренируется гибкость и самостоятельность мышления, коммуникативные навыки, а приобретаемые знания лучше откладываются в памяти. Например, можно использовать Кейсы. Метод кейсов, или case study, — изучение проблемной ситуации на основе известных случаев, фактов из реальной жизни. В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию.

Цель кейс-стади — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение.

Структура кейса примерно следующая:

  1. Подробное описание реальной ситуации. Например предъявить конкретную творческую работу одного из абитуриентов. 
    1. Вопросы к ней (от 1 до 3-ех четко сформулированных вопроса, требующих развернутого ответа и дискуссии). Например: 1. Как Вам кажется, какую оценку на вступительном испытании получила эта работа в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академия имени А. Л. Штиглица, и почему? 2. Какие достоинства и недостатки в подготовке этого абитуриента Вы видите, и какие, в связи с этим, Вы дали бы ему рекомендации для его саморазвития в профессии. 3. Составьте для него план подготовки к вступительным испытаниям в следующем году (его главная цель, раскрывающие ее задачи, основные мероприятия которые он должен осуществить, критерии по которым он должен понять, что цель достигнута и задачи реализованы).
  2. Коммуникативные сложности и сложности с самопрезентацией тоже можно  предотвратить включая ребят в деятельность связанную с их тренировкой. Например, дискуссии на занятиях (задавать тему дискуссии, разбивать класс на несколько групп с противоположными позициями, предоставлять время для подготовки аргументов, организовывать дискуссию).
  3. С этой же целью организовывать семинары, на которых ребята могут делать доклады друг перед другом. Кроме того, педагоги предложили так организовать работу, что б старшеклассники выступали и перед малознакомой им аудиторией. Например, перед ребятами из других классов или школ, перед педагогами и пр. Хорошие результаты дает опыт презентации своих художественных работ. Можно предложить организовать инсталляцию работ в классе, которая может сопровождаться комментариями автора, его стихами, неким перформансом на усмотрение автора. На таких инсталляциях полезным будет и тренировать детей в предоставлении и получении обратной связи от одноклассников. Обратная связь на дружеских творческих мероприятиях отличается от той, что ребята предоставляют друг другу на занятиях. Она должна носить не критический оттенок, звучать от первого лица и сообщать о чувствах и мыслях возникающих у человека, как у зрителя, который воспринимает работу как сложившееся художественное произведение, а не как у коллеги, который дает советы по улучшению работы.
  4. Тренинги эффективного общения на собеседовании при поступлении в ВУЗ. Эффективное общение определяется главным образом тем, достигнута ли цель, ради которой человек вступал в общение. В случае с собеседованием, такой целью является «благоприятное впечатление». С точки зрения педагогов впечатление окажется благоприятным, если абитуриенту удастся показать себя:
    1. Знающим (обученным)
    1. Способным (обучаемым)
    1. Обладающим общей и профессиональной культурой
    1. Вызывающим личную симпатию

Сами ребята описывают эту задачу, как «суметь, преодолев волнение, показать себя таким, какой ты есть на самом деле». Одиннадцатиклассники, участвовавшие в сессии легко поняли идею «конгруэтности», как самого естественного способа проявить себя таким, каков ты есть и стать эффективным в общении. Действительно, экзаменаторы прекрасно понимают, что ребята волнуются и боятся, поэтому любые естественные проявления этих чувств смотрятся лучше, чем попытки их замаскировать бравадой, либо наигранным поведением. Если заниматься саморазвитием (постигать профессию, заинтересованно принимать конструктивную критику и новую информацию о своей работе, впитывать в себя культуру из лучших образцов мирового искусства и культуру человеческого общения), то безусловно и хорошее впечатление сможешь произвести, если быть при этом самим собой. Для осознания этих истин ребятам нужны 1)примеры эффективного общения в среде родителей, педагогов и сверстников 2) разговоры на эту тему 3) психологические тренинги эффективного общения.

  • Тренинги саморегуляции. Существуют приемы, помогающие регулировать свое эмоциональное состояние. Если ребята занимаются спортом, или таким видом творчества, который связан со сценой, то этим навыкам их обучают педагоги. Если этого опыта нет, то может помочь психолог. Это дыхательные техники, психогимнастика, основы самовнушения (аутотренинга). 
  • Сами ребята на сессии озвучили очень важную проблему: они испытывают сложности с каждодневным мотивированием себя на изучение школьных предметов необходимых для ЕГЭ. Мотивация для творческого саморазвития ими субъективно ощущается, как неотъемлемая и естественная часть их личности, а мотивация для «натаскивания на ЕГЭ», как требующая сознательных, произвольных усилий с их стороны. Помощь со стороны взрослых в данной проблеме может заключаться, во-первых в эмоциональной поддержке, в понимании и сочувствии. Им это важно. Во-вторых, в помощи со стороны педагога предметника, или репетитора в системном и профессиональном сопровождении при подготовке к ЕГЭ, что сэкономит временные и психологические ресурсы выпускников. Одна из проблем связанных с ЕГЭ, например, была озвучена следующим образом: «Не хочу сдавать литературу, потому что не готова писать в сочинении мысли, которые не считаю своими, о произведениях, которые мне не близки». Действительно, творческие ребята часто относятся к сочинению, как к творческой работе, в которой находит самовыражение их активно формирующаяся в этом возрасте личность. Для раннего юношества характерны пылкость, категоричность, максимализм. И чем более креативен выпускник, чем более он искренен, пылок и увлечен литературой, тем сложнее ему подчиняться формальности требований к вступительной работе. Тут в помощь нужен взрослый, который объяснит разницу между вступительными испытаниями и настоящим творчеством, который  даст правильный алгоритм написания работы, укажет на важные моменты и не существенные  при оценивании вступительного сочинения.

Критерии и показатели эффективности.

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации.

К основным  результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии выпускник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения и особенностях вступительных испытаний, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая выпускником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, о ВУЗах, о вступительных испытаниях, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана, плана по подготовке к поступлению.

3. Уверенность выпускника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания выпускника. От того, насколько глубоко он смог изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

5. Наличие у выпускника обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, тех из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важных качеств.