Программа профориентации в ДШИ

ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДШИ

    Ранний этап профориентации –  с 5 лет до 7 класса (12-13 лет)

На этом этапе происходит общее знакомство в игровой форме с миром художественных профессий. Все занятия направлены на общее эстетическое и социальное развитие детей.

Игра в данном случае используется в качестве:  средства развития мотивационно-потребностной сферы; средства развития умственных действий; средства познания, обучения и нравственного воспитания.

Очень важно, что в игре естественным образом можно познакомить с «художественными специальностями», с различными сферами искусства и культуры, которые формируются посредством профессиональной деятельности художников, в широком смысле этого слова: (архитекторы, мастера-ремесленники, дизайнеры разных специализаций (мебель, одежда, транспорт и т.д.).

Игры для занятий в ДШИ лучше сочинять самостоятельно, ориентируясь на конкретные образцы, с учётом особенностей конкретной детской группы, образовательных возможностей учреждения и педагога

Читать про виды и функции игровой деятельности: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/vidy-igr-i-ih-klasifikacija-v-pedagogike.html

Младший школьный возраст 1-4 классы

В этот период взросления у детей активизируется интерес к деятельности, развивается способность самостоятельно учиться, накапливаются впечатления о различных событиях и фактах окружающей жизни, складываются модели социальных отношений и отрабатываются форматы коммуникации с взрослыми и сверстниками, возникают представления или мечты о будущей профессии и взрослой  жизни.

Содержание профориентации: знакомство с профессиями; формирование отношения к труду; развитие интересов и потребности учиться; интерес к предстоящему выбору профессии.

Формы занятий:

  1. Непосредственное включение в деятельность на занятии, ролевые игры: (заказчик и художник, художник театра и т.д.)
  2. Внеклассные занятия походы в мастерские к художникам и мастерам, дизайнерские фирмы, на предприятия
  3. Уроки с приглашенными специалистами, рассказ включением в непосредственную деятельность, мастер-класс в форме игры
  4. Интерактивные экскурсии: театрализованные и костюмированные, квесты и другое

                                       Средняя школа 5-7 классы

Дети начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями к различным профессиям.

  1. Экскурсии с квестами, викторинами, на выполнение заданий, зарисовок, сбор материала
  2. Мастер-классы с художниками и специалистами по теме профессии. Использование
  3. Знакомствос различными видами художественных материалов, техник и способов изображения. Техники рисунка и печатной графики, скульптура из различных материалов, коллажирование, макетирование и т.д.

Методы профориентационной работы:

7 класс

  1. Деловые и профориентационные игры в которых дети приобретут базовые представления о направлениях возможных специальностей и познакомятся с требованиями к различным профессиям.
  2. Психологические игры, в которых дети определят свои возможности (профессионально важные качества) и интересы (профессиональные предпочтения).

Средняя школа 8-9 классы

Целенаправленное содействие выбору учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

                    Методы работы: диагностика, консультации, углублённые занятия по интересам

8 класс

Диагностика интересов: необходимо определить их профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ».

Диагностика способностей;  смотреть мет. рекомендации – «Способности-личностные качества-профессии»

 Углубленные занятия по интересам: оценить, каковы их профессионально важные качества: здоровье, умения и способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности и развить их. Кратко это называется словом «МОГУ» .

Консультации: на конкретных примерах познакомить с тем какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу, какие существуют ступени профессионального образования и какова их специфика. Кратко это называется словом «НАДО».

9 класс

Дети делают первый серьезный выбор в сторону дальнейшего профиля обучения:
     интересного и привлекательного для них благодаря диагностике интересов;

соответствующего способностям благодаря диагностике способностей и углубленным занятиям по интересам;

 пользующегося спросом на рынке труда благодаря консультациям.

 Кроме того при консультировании можно обращаться к профессиограме.

Профессиограма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.

Смотреть примеры профессорам в разделе «Методические рекомендации» и «Художественные специальности»

Старшеклассники, 10-11 классы

Стимулирование саморазвития и самоподготовки старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, оценка готовности к ним.

Консультации, презентации вузов и дни открытых дверей

10 класс

Больше экскурсий, поездок и конкретики встреч с направлениями профессиональной деятельности.

Консультации, позволяющие выбрать дальнейшее направление обучения

Стимулирование саморазвития и самоподготовки

11 класс

Подготовка к творческим испытаниям и к поступлению

Консультации, позволяющие выбрать учреждение для обучения

Ожидаемые результаты школьной профориентации:

Успешно сформировано сознательное отношение к труду. Баланс между и требовательностью к своему труду и удовлетворением от процесса и осознание результатов

Выбрана профессия с учетом интересов, талантов и требований рынка. Знание критериев оценки и умение анализировать собственные работы,

Дальнейшая успешная социализация выпускников. Воспитание гибкости мышления, комуникативных навыков, желание развивать свои способности,

Легкое вступление выпускников в профессиональный мир. Умения осваивать новые навыки и направления деятельности

Вся педагогическая и, следовательно, профориентационная деятельность базируется на особенностях возрастной психологии. Исходя из возраста и уровня развития учащегося, мы выбираем и применяем различные формы

В современном мире требования к человеку неуклонно растут, а характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляет людям необходимость высокого профессионализма.

В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе искусств включает в себя прежде всего:

комплекс действий для выявления у школьников склонностей

комплекс действий для формирования готовности к труду

помощь в выборе карьерного пути

профориентация интегрирована в учебно-воспитательный процесс

Цели и задачи профориентации в школе искусств

Цели: формирование у детей готовности к труду; качеств для дальнейшей профессиональной деятельности; выбора профессии.

Задачи: ведение информационной работы: знакомство с профессиограммами, потребностями рынка, условиями труда;

помощь в выборе профессии сообразной склонностям;

разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.

Компоненты профориентации:

Экономический компонент –помощь и мягкое направления к выбору специальности, учитывая, как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника.

Педагогический компонент – воспитание у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии. Психологический компонент – достоверное изучение структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

  • Работа с учениками
  • Занятия, экскурсии, тесты и пр.
  • Работа с родителями
  • Беседы, экскурсии и пр.
  • Организационно-методическая деятельность
  • Своя и помощь коллегам
  • Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить

5 результативных критериев и 2 процессуальных

К результативным критериям относятся:

  • достаточность информации     
  • потребность осознанного выбора
  • осознание общ. значимости труда
  • осознание талантов и интересов
  • план шагов к получению профессии

К процессуальным критериям относятся:

  • индивидуальный характер профориентации
  • направленность профориентации на всестороннее развитие личности