Программа профориентации в ДШИ
ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ДШИ
Ранний этап профориентации – с 5 лет до 7 класса (12-13 лет)
На этом этапе происходит общее знакомство в игровой форме с миром художественных профессий. Все занятия направлены на общее эстетическое и социальное развитие детей.
Игра в данном случае используется в качестве: средства развития мотивационно-потребностной сферы; средства развития умственных действий; средства познания, обучения и нравственного воспитания.
Очень важно, что в игре естественным образом можно познакомить с «художественными специальностями», с различными сферами искусства и культуры, которые формируются посредством профессиональной деятельности художников, в широком смысле этого слова: (архитекторы, мастера-ремесленники, дизайнеры разных специализаций (мебель, одежда, транспорт и т.д.).
Игры для занятий в ДШИ лучше сочинять самостоятельно, ориентируясь на конкретные образцы, с учётом особенностей конкретной детской группы, образовательных возможностей учреждения и педагога
Читать про виды и функции игровой деятельности: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/vidy-igr-i-ih-klasifikacija-v-pedagogike.html
Младший школьный возраст 1-4 классы
В этот период взросления у детей активизируется интерес к деятельности, развивается способность самостоятельно учиться, накапливаются впечатления о различных событиях и фактах окружающей жизни, складываются модели социальных отношений и отрабатываются форматы коммуникации с взрослыми и сверстниками, возникают представления или мечты о будущей профессии и взрослой жизни.
Содержание профориентации: знакомство с профессиями; формирование отношения к труду; развитие интересов и потребности учиться; интерес к предстоящему выбору профессии.
Формы занятий:
- Непосредственное включение в деятельность на занятии, ролевые игры: (заказчик и художник, художник театра и т.д.)
- Внеклассные занятия походы в мастерские к художникам и мастерам, дизайнерские фирмы, на предприятия
- Уроки с приглашенными специалистами, рассказ включением в непосредственную деятельность, мастер-класс в форме игры
- Интерактивные экскурсии: театрализованные и костюмированные, квесты и другое
Средняя школа 5-7 классы
Дети начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями к различным профессиям.
- Экскурсии с квестами, викторинами, на выполнение заданий, зарисовок, сбор материала
- Мастер-классы с художниками и специалистами по теме профессии. Использование
- Знакомствос различными видами художественных материалов, техник и способов изображения. Техники рисунка и печатной графики, скульптура из различных материалов, коллажирование, макетирование и т.д.
Методы профориентационной работы:
7 класс
- Деловые и профориентационные игры в которых дети приобретут базовые представления о направлениях возможных специальностей и познакомятся с требованиями к различным профессиям.
- Психологические игры, в которых дети определят свои возможности (профессионально важные качества) и интересы (профессиональные предпочтения).
Средняя школа 8-9 классы
Целенаправленное содействие выбору учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
Методы работы: диагностика, консультации, углублённые занятия по интересам
8 класс
Диагностика интересов: необходимо определить их профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ».
Диагностика способностей; смотреть мет. рекомендации – «Способности-личностные качества-профессии»
Углубленные занятия по интересам: оценить, каковы их профессионально важные качества: здоровье, умения и способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности и развить их. Кратко это называется словом «МОГУ» .
Консультации: на конкретных примерах познакомить с тем какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу, какие существуют ступени профессионального образования и какова их специфика. Кратко это называется словом «НАДО».
9 класс
Дети делают первый серьезный выбор в сторону дальнейшего профиля обучения:
интересного и привлекательного для них благодаря диагностике интересов;
соответствующего способностям благодаря диагностике способностей и углубленным занятиям по интересам;
пользующегося спросом на рынке труда благодаря консультациям.
Кроме того при консультировании можно обращаться к профессиограме.
Профессиограма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку.
Смотреть примеры профессорам в разделе «Методические рекомендации» и «Художественные специальности»
Старшеклассники, 10-11 классы
Стимулирование саморазвития и самоподготовки старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, оценка готовности к ним.
Консультации, презентации вузов и дни открытых дверей
10 класс
Больше экскурсий, поездок и конкретики встреч с направлениями профессиональной деятельности.
Консультации, позволяющие выбрать дальнейшее направление обучения
Стимулирование саморазвития и самоподготовки
11 класс
Подготовка к творческим испытаниям и к поступлению
Консультации, позволяющие выбрать учреждение для обучения
Ожидаемые результаты школьной профориентации:
Успешно сформировано сознательное отношение к труду. Баланс между и требовательностью к своему труду и удовлетворением от процесса и осознание результатов
Выбрана профессия с учетом интересов, талантов и требований рынка. Знание критериев оценки и умение анализировать собственные работы,
Дальнейшая успешная социализация выпускников. Воспитание гибкости мышления, комуникативных навыков, желание развивать свои способности,
Легкое вступление выпускников в профессиональный мир. Умения осваивать новые навыки и направления деятельности
Вся педагогическая и, следовательно, профориентационная деятельность базируется на особенностях возрастной психологии. Исходя из возраста и уровня развития учащегося, мы выбираем и применяем различные формы
В современном мире требования к человеку неуклонно растут, а характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляет людям необходимость высокого профессионализма.
В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе искусств включает в себя прежде всего:
комплекс действий для выявления у школьников склонностей
комплекс действий для формирования готовности к труду
помощь в выборе карьерного пути
профориентация интегрирована в учебно-воспитательный процесс
Цели и задачи профориентации в школе искусств
Цели: формирование у детей готовности к труду; качеств для дальнейшей профессиональной деятельности; выбора профессии.
Задачи: ведение информационной работы: знакомство с профессиограммами, потребностями рынка, условиями труда;
помощь в выборе профессии сообразной склонностям;
разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
Компоненты профориентации:
Экономический компонент –помощь и мягкое направления к выбору специальности, учитывая, как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника.
Педагогический компонент – воспитание у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии. Психологический компонент – достоверное изучение структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
- Работа с учениками
- Занятия, экскурсии, тесты и пр.
- Работа с родителями
- Беседы, экскурсии и пр.
- Организационно-методическая деятельность
- Своя и помощь коллегам
- Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить
5 результативных критериев и 2 процессуальных
К результативным критериям относятся:
- достаточность информации
- потребность осознанного выбора
- осознание общ. значимости труда
- осознание талантов и интересов
- план шагов к получению профессии
К процессуальным критериям относятся:
- индивидуальный характер профориентации
- направленность профориентации на всестороннее развитие личности